Сокращение активов — один из способов для банков соблюдать ужесточающиеся требования к капиталу. Многие операции стали считаться более рискованными, а потому подобные вложения должны обеспечиваться большим размером собственных средств банка. Чтобы удерживать достаточность капитала, и приходится сокращать активы.
В прошлом году предполагалось, что европейские банки могут снизить активы почти на 1 трлн евро, или на 3%. Но за год, завершившийся 31 июля, активы банков еврозоны, по оценке ЕЦБ, увеличились на 7% до 34,4 трлн евро. Помог им в этом сам ЕЦБ, выдавший по программе LTRO дешевые кредиты на сумму 1 трлн евро.
В США банки обязаны поддерживать капитал на уровне 5% активов независимо от уровня рисков, рассказала Fortune Шейла Бэйр, бывший председатель Федеральной корпорации по страхованию депозитов США (FDIC) и бывший член Базельского комитета. 5%-ный норматив действует даже для инструментов с низким риском, например казначейских облигаций США или ипотечных кредитов хорошего качества. В Европе по «Базель II» суверенные долги относятся к безрисковым активам.
Осенью 2011 г. Европейское банковское управление (EBA) потребовало, чтобы банки увеличили достаточность капитала до 9% (по «Базель II» было 2%). Для этого банкам необходимо 115 млрд евро. В январе они представили EBA планы по увеличению капитала, и одним из самых уязвимых пунктов оказались намерения избавиться от активов — покупателей найти сейчас трудно.
Эксперты прочат банкам даже большее сокращение активов, чем они признают в своих планах. Аналитик Royal Bank of Scotland Альберто Галло предрекает, что за пять лет активы европейских банков уменьшатся на 5 трлн евро. В апрельском отчете МВФ говорится, что банки сократят активы на $3,8 трлн, сообщает Bloomberg.
Но в эти планы вмешался ЕЦБ, который в декабре 2011 г. выдал банкам под 1% 489 млрд евро трехлетних кредитов, а в феврале 2012 г. — еще 530 млрд евро. «Благодаря [президенту ЕЦБ Марио] Драги масштабный кризис, полгода назад угрожавший Европе, не происходит — по крайней мере, пока, — отмечает аналитик JPMorgan Chase Николаос Панигирцоглу. — Это то, что нужно экономике в краткосрочной перспективе» (цитата по Bloomberg). Сам ЕЦБ утверждает, что «нестандартные меры, о которых было объявлено в декабре 2011 г., предотвратили быструю и беспорядочную продажу активов, которая привела бы к тяжелым последствиям для экономики».
Поскольку суверенные облигации считаются безрисковым активом и резервировать капитал по ним не нужно, на кредиты ЕЦБ банки покупают долги своих правительств. «Некоторые банки, особенно испанские и итальянские, просто берут деньги, которые могут получить от ЕЦБ и которые должны позволить им выжить во время структурных реформ, — говорит аналитик Olivetree Securities Саймон Моэн. — Благодаря этому удалось избежать кризиса фондирования, но до истинной цели — облегчения реструктуризации — так и не дошло» (цитата по Bloomberg).
За счет покупки гособлигаций активы банков еврозоны выросли на 500 млрд евро, оценивает Панигирцоглу. Еще на 500 млрд евро банки переоценили стоимость деривативов, поскольку увеличилась стоимость страховки от возможных потерь.
Российские банки также активно наращивают долю кредитов ЦБ: с ноября 2011 г. она выросла с 2 до 5,8% на начало августа. Без подпитки ЦБ потенциала рынка не хватило бы, чтобы одномоментно рефинансировать нужды крупных банков, считает Евгений Тарзиманов из Moodys. По оценке Moodys, сейчас в залоге у ЦБ около 60% ликвидных активов банков: рост зависимости от регулятора стимулирует неоправданный риск и грозит проблемами с ликвидностью.
Татьяна БОЧКАРЕВА