Найти столько денег было непросто, признал Силуанов. Увеличение расходов надо было совместить с сокращением доходов — с 2013 г. впервые после кризиса начинает действовать бюджетное правило, ограничивающее использование поступлений от нефти и газа. Правило понадобилось, чтобы снизить зависимость бюджета от колебаний цен на нефть, — об этом тоже говорилось в указе президента. За кризис доля доходов от нефти и газа в доходах бюджета выросла с трети до половины, объем расходов — с 18 до 24% ВВП. В новом бюджете их объем сократился до 21% ВВП. Выполнение же указов президента потребовало дополнительных 277 млрд руб. на 2013 г., 381 млрд руб. на 2014 г. и 487 млрд на 2015 г. «Откуда эти деньги взять? Пришлось искать внутри», — сказал Силуанов.
Минфину пришлось провести «бюджетный маневр»: часть расходов оптимизировать, часть — отложить, а для части финансирования использовать так называемые кредитные схемы. Схемы в основном касаются госзакупок, в том числе вооружения, сказал министр: вместо прямого бюджетного финансирования исполнители госзаказа получают кредит под гарантии субсидирования процентной ставки, а оплата заказа бюджетом проводится в момент исполнения контракта или с отсрочкой.
Оплата, таким образом, переносится за пределы ближайшей бюджетной трехлетки, в бюджет 2016 г. «Залезли в обязательства следующих годов», — отметил Силуанов.
В бюджете 2013 г., кроме того, часть средств зарезервирована на возможные антикризисные меры, если они понадобятся, сказал Силуанов. Для поддержки граждан и предприятий предусмотрено 200 млрд руб., есть возможность направить еще 102 млрд руб. на госгарантии, 150 млрд руб. на пополнение капитала банков.
В четверг проект бюджета будет рассмотрен на заседании правительства, и все параметры бюджета останутся прежними, заявил Силуанов: «Мы определили предельные параметры бюджета, правительство их одобрило». Одобрению предшествовали долгие споры: было много разногласий, особенно с новыми министрами, признал Силуанов.
В соответствии с бюджетным правилом бюджет 2013 г. сверстан исходя из цены нефти $91/барр., на 2014 г. — $92/барр., на 2015 г. — $93/барр., хотя прогноз Минэкономразвития предполагает, что цена нефти составит $97, $101 и $104, соответственно. Ненефтегазовый дефицит бюджета за три года сократится с нынешних 10,7 до 8,5% ВВП, общий дефицит бюджета — с 0,8% ВВП в 2013 г. до почти нуля к 2015 г.; резервный фонд за это время пополнится почти на 2 трлн руб.
Накануне на совещании с министрами и вице-премьерами президент Владимир Путин раскритиковал проект трехлетнего бюджета, заявив, что он не позволяет в полной мере реализовать его указы. Указы, отражающие предвыборные обещания Путина и приоритеты его очередного президентского срока, были подписаны им сразу после инаугурации 7 мая. Путин высказал претензии, что проект бюджета не учитывает планы по реформированию пенсионной системы — согласованные предложения правительство до сих пор не представило, не готовы предложения по социально-экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока, по формированию условий для ипотечного кредитования граждан и улучшения жилищных условий семей с тремя и более детьми, не утверждены образовательные стандарты, правовые акты по повышению зарплат работникам культуры. Сроки исполнения этих поручений в указах — июнь — август.
Претензии президента не имели отношения к финансам, считает Силуанов, все замечания касались указов, не связанных с бюджетом. Например, программа по развитию Дальнего Востока завершается в 2013 г., в будущем году на нее выделят 16 млрд руб. С 2014 г. должна быть новая программа, но она не утверждена, на что и указал президент.
Любое решение по пенсионной системе может быть реализовано без изменения параметров федерального бюджета, сказал Силуанов. В бюджете же на 2013—2015 гг. все обязательства Пенсионного фонда учтены и обеспечены финансированием — как за счет доходов ПФР, так и за счет трансферта из федерального бюджета, отметил он. Если правительство пример решение, например, сократить накопительную часть пенсии или изменить пенсионные права, то, значит, у ПФР появятся дополнительные доходы и трансферт будет уменьшен. Эти средства пойдут на другие цели, — в первую очередь на кредитные схемы, сказал Силуанов. Правительство должно представить стратегию развития пенсионной системы президенту до 1 октября, и это будет сделано, считает Силуанов. Если президент согласится с предложениями правительства, то «можно будет подправить начинку бюджета без изменения параметров».
Ольга КУВШИНОВА