Второй по величине госбанк РФ ВТБ хочет усилить позиции в инвестиционном бизнесе за пределами России, став лидером на развивающихся рынках, пока глобальные игроки сокращают расходы и персонал, и не боится конкуренции со Сбербанком, сказал зампред группы Рикардо Орчел.
Глобальные игроки рынка инвестбизнеса по всему миру сбавляют обороты на фоне сокращения сделок и комиссий
«Каждый человек, которого нанял ВТБ — это потеря для конкурентов… Мы пытаемся построить банк номер один в развивающихся странах», — сказал Орчел на Саммите Рейтер.
ВТБ запустил инвестбизнес на базе ВТБ Капитал накануне кризиса 2008 года, перекупив команду российского подразделения Deutsche Bank. Сейчас за пределами России в ВТБ Капитал, который представлен в Лондоне, Сингапуре, Дубае, Гонконге, Софии, Париже, Нью-Йорке, Вене и на Украине, работает свыше 500 сотрудников.
Сам Орчел присоединился к команде ВТБ в прошлом году после 15 лет в Bank of America Merill Lynch.
«У нас в общей сложности в работе 17 сделок M&A, и 12 из них зарубежные, то есть за пределами СНГ… которые идут в Сербии, Словакии, Румынии, Болгарии, Кипре, Африке, Швейцарии, Франции», — сказал он, добавив, что стоимость всех сделок M&A, которыми занимается ВТБ — около $100 миллиардов.
«Очень важно, что мы не хотим быть везде в мире, потому что будучи советником финансовых институтов на протяжении 17 лет, я сказал бы, что это ошибка», — сказал Орчел.
Собрал таланты
ВТБ Капитал на конец первого полугодия находился на шестом месте по объему DCM-сделок на развивающихся рынках с долей 3,5 процента, где лидируют Citi, HSBC и JP Morgan, следует из данных Thomson Reuters. В топ-25 организаторов сделок на рынке акционерного капитала ВТБ не входит.
"(Кризис) дал нам большую возможность, потому что мы смогли нанять очень талантливых людей… Мы начали усиленно работать над зарубежными сделками год назад, мы нанимаем банкиров, у которых есть международные связи и которые базируются в Лондоне. Но вы видите, что это преимущественно регион Центральной и Восточной Европы», — сказал Орчел.
Летом руководитель международного бизнеса ВТБ Капитал Атанас Бостанджиев говорил в интервью Рейтер, что госбанк хочет получать как минимум 10—20 процентов прибыли от инвестбизнеса за пределами России.
Самым успешным для инвестбизнеса ВТБ был 2010 год, который принес ему 30,8 миллиарда рублей прибыли до налогообложения. Волатильность на финансовых рынках в прошлом году сократила заработки в инвестиционном сегменте до 1 миллиарда рублей, в первом полугодии этого года они составили 3,2 миллиарда рублей.
Орчел считает, что глобальным воротилам банковского бизнеса придется умерить аппетиты и определиться с приоритетами развития.
«Мое мнение, что им придется урезать модели и говорить себе: «Хорошо, я не могу быть лидером и в США, и в Европе, и в Азии, и конкурировать. Затраты на инфраструктуру огромны, и в тяжелые времена их просто невозможно финансировать», — говорит он.
В тонусе конкуренции
ВТБ Капитал по итогам первого полугодия лидировал по сделкам на рынке долгового капитала в России и СНГ, по данным Dealogic. На рынке M&A, где пальма первенства у Сбербанка, ВТБ Капитал был пятым.
Как и ВТБ, Сбербанк, который в прошлом году приобрел инвесткомпанию Тройка Диалог, вышел на рынок Европы и планирует активизировать операции на глобальных рынках, говорил в интервью Рейтер зампред банка Андрей Донских.
«Будем конкурировать (cо Сбербанком) в России таким же образом, как конкурируем с Goldman, Morgan Stanley и другими банками. Конкуренция — это хорошо. Многие люди спрашивают меня — боитесь ли вы конкуренции со Сбербанком? Я думаю, что конкуренция — это то, что держит нас в тонусе и позволяет предоставлять нашим клиентам наилучшее решение или услугу», — сказал Орчел.
Орчел называет Россию «самой стабильной» страной с точки зрения политических рисков.
«Это — самая стабильная страна, какую только можно найти. Не думаю, что были какие-то сюрпризы с прошедшими президентскими выборами, до следующих еще шесть лет. Спросите итальянца, у которого правительство меняется раз в три месяца», — посоветовал Орчел.
Оксана КОБЗЕВА