Мишель Брику, на протяжении шести лет (с 2000 по 2006 г.) возглавлявший правление банка «Сосьете женераль восток», теперь займется сбором просроченных долгов. Как стало известно «Ведомостям», недавно он возглавил совет директоров коллекторского агентства «Русдолгнадзор». Сам Брику отказался обсуждать размер вознаграждения, условия членства в совете директоров агентства и поставленные перед ним задачи. По его словам, основным местом работы для него остается инвестфонд Castle Pines.
Учредитель агентства и его единственный владелец Екатерина Паринова говорит, что кроме Брику в совет «Русдолгнадзора» вошли Пол Гончарофф и Владимир Живой. Гончарофф на протяжении четырех лет (1998—2002 гг.) руководил AIG Russia, а затем был президентом компаний «Прогресс-гарант» и «АКСИА Финансовая надежность — Альянс/Росно». Сейчас Гончарофф — независимый директор екатеринбургского «Банка24.ру». Живой до прихода в «Русдолгнадзор» работал главным бухгалтером сначала в Финансбанке, а затем в «Сосьете женераль восток».
Агентство «Русдолгнадзор» было создано в 2006 г. Сегодня, по словам Париновой, в управлении агентства портфель долгов на 1,2 млрд руб., из которых около 10% — купленные долги. Это более 25 000 должников с просрочкой 90—1000 дней по потребкредитам, автокредитам и кредитным картам. По утверждению Париновой, среди клиентов агентства, в частности, банки «Сосьете женераль восток», Ситибанк, «Кредит Европа банк», Москоммерцбанк и ТКС-банк.
«Пока это очень маленькое агентство, по масштабам не сравнимое с лидерами рынка», — говорит гендиректор агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева (у «Секвойи», по данным компании, объем портфеля под управлением — $750 млн). «Судя по объему портфеля, «Русдолгнадзор» может претендовать на место в десятке», — считает Сергей Шпетер, директор по развитию бизнеса коллекторского агентства «Пристав» (3,5 млрд руб. в управлении).
Паринова рассказывает, что общей задачей членов совета будет создание бизнес-стратегии и развитие отношений с потенциальными инвесторами. «Безусловно, мы ждем роста портфеля, находящегося в работе, но о конкретных показателях по доле рынка сейчас речи не идет», — говорит Паринова о задачах совета. Вознаграждение директоров она обсуждать отказалась, отметив, что контракт с ними предусматривает не только денежную форму.
«Мы должны создать компанию западного типа. Это означает полную финансовую прозрачность, легальность бизнеса и создание стандартов сбора долгов», — говорит Живой.
«Привлечение профессионалов такого уровня для компании всегда хорошо, но не надо забывать, что эти люди раньше не были связаны напрямую со сбором долгов, и это знают в том числе и инвесторы», — отмечает Докучаева. «Появление этих людей в совете — знак рынку, что методы работы агентства будут взяты под контроль», — полагает Шпетер.
Елена ХУТОРНЫХ, Кирилл КОРЮКИН