«Мы полны решимости сделать все необходимое, чтобы Греция осталась в еврозоне. Нам нужно закрыть дыру объемом от 13 до 15 миллиардов евро — она возникнет в том случае, если мы получим продление процесса выхода из кризиса на два года», — заявил греческий министр финансов Яннис Стурнарас. Страна не смогла реализовать амбициозную программу оздоровления бюджета, ей снова нужны дополнительные деньги и дополнительное время. В обмен на это греческие политики готовы и дальше идти европейским курсом — обещать остаться в еврозоне и провести наконец структурные реформы. Ничего, кроме обещаний, греческая экономика своим кредиторам пока предложить не может.
Ситуация похожа на тупиковую. Стабилизационные кредиты, которые страна получает, чтобы обслуживать свой текущий долг, привязаны к выполнению греческим правительством жесточайшей программы экономии бюджета и доведения объема госдолга с нынешних 160% ВВП до 120% ВВП к 2020 году. Однако такая жесткая экономия — в первую очередь на социальных расходах, не только не вызывает никакой поддержки со стороны населения, но и вряд ли возможна в долгосрочной перспективе.
«Я убежден, что со второй программой экономии для Греции мы достигли пределов того, что можно оправдать экономическими выкладками. Я еще и еще раз повторяю: принять эту вторую программу для Греции и так было крайне сложно. А то, что спустя всего несколько месяцев после ее принятия мы снова обсуждаем, сумеем ли мы ее реализовать, только разрушает доверие рынков», — сказал «Эксперту» министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, встречавшийся с представителями Союза иностранной прессы (VAP). «Я повторяю раз за разом: немцам сложно представить себе, насколько серьезно грекам приходится ужиматься сейчас после десятилетий безответственного управления экономикой. Немцы должны испытывать уважение по отношению к тому, что греки вынуждены переживать сейчас», — добавил министр.
Греческий покер
Несмотря на великодушные призывы министра финансов ФРГ уважать греков за их страдания, а также на демонстративное нежелание обсуждать возможность срыва греческой программы экономии, слова министра остаются лишь добрыми намерениями. Немецкий экономический истеблишмент полностью разочарован в греках как в партнерах по любым переговорам. В бизнес-кругах рассказывают одну греческую страшилку за другой. Например, в понедельник ведущие немецкие фармакологические концерны Merck, Bayer и Biotest сообщили, что понесли в Греции убытки в размере до 60 млн евро. Причина — греческое правительство, вместо того чтобы расплатиться с ними за поставленные в больницы страны медикаменты живыми деньгами, заставило их принять к оплате гособлигации. Причем не по рыночному курсу, а по номиналу, который существенно превышал рыночную стоимость бросовых бумаг. Полученные дешевые облигации не только продолжали стремительно терять в цене — через некоторое время концерны были вынуждены отказаться от половины их стоимости в рамках соглашения Греции с кредиторами по списанию части госдолга. В результате концерн Biotest полностью свернул деятельность в этой балканской стране, остальные концерны существенно ее сократили.
Не менее скептически оценивают немецкие экономисты и способность Греции следовать курсом сокращения бюджетного дефицита. Вся прошедшая неделя прошла в Европе под знаком утечек из готовящегося доклада «тройки» — специального органа, состоящего из представителей Европейской комиссии, Европейского центробанка и МВФ, находящихся в Греции с контрольным визитом и готовящих доклад о состоянии экономики страны. Доклад должен быть опубликован в начале октября, и именно он станет решающим аргументом для выделения или не выделения Греции очередного транша стабилизационного кредита в 31,5 млрд евро. В том, что «тройка» сообщит о невыполнении Грецией принятых на себя обязательств, сомнений нет практически ни у кого. Но главная интрига заключается не в этом, а в том, какие выводы из данного факта сделают эксперты «тройки». Посчитают они задержку в реализации программы оздоровления бюджета допустимой и простительной или же признают экономику Греции безнадежной — и поставят, таким образом, крест на дальнейшей помощи. Что повлечет за собой автоматическое банкротство страны.
Уважаемый немецкий еженедельник Der Spiegel со ссылкой на источники в «тройке» сообщил о том, что дыра в греческом бюджете составляет не обещанные 11 млрд евро, а все 20 млрд. Не менее уважаемая газета Süddeutsche Zeitung со ссылкой на высокопоставленных европейских дипломатов, работающих в Брюсселе, написала о 30 млрд евро.
Эти цифры существенно превышают размер дыр, которые можно латать, не рискуя окончательно потерять поддержку избирателей, и весьма близки к тому уровню, за которым спасение Греции окажется политическим самоубийством для немецких или французских властей. Хотя эти утечки прошедшей недели греки упорно опровергали, очевидно, что они как нельзя лучше отражают степень доверия европейцев к греческой статистике. Хотя, как заявил «Эксперту» Вольфганг Шойбле, он исходит из того, «что каждый греческий партнер по переговорам, каждое правительство действительно хочет того, что оно заявляет», в глазах европейцев слова греческих политиков совершенно обесценились.
Свое полное недоверие к греческим партнерам продемонстрировали и представители «тройки». В прошедшие выходные они неожиданно для всех досрочно прервали свое пребывание в Греции и вернулись в Брюссель. Ни в одной из трех организаций не комментируют досрочный и неожиданный отъезд экспертов, но в Брюсселе распространяются слухи, что итоговый доклад «тройки» будет представлен не ранее, чем в США пройдут президентские выборы. Отсрочка (напомним, документ ожидался на первой неделе октября) может быть связана с тем, что отчет окажется слишком пессимистичным и приведет к падению рынков.
Греческая зараза
Ситуация в Греции затрагивает не только американские выборы. В Германии — крупнейшей стране Евросоюза и важнейшей экономике региона — в сентябре следующего года пройдут парламентские выборы. Немецкие власти уже прогарантировали в рамках Европейского механизма стабильности (ESM) 190 млрд евро — это самый большой национальный взнос в европейский стабфонд. Возможный крах греческой экономики, держащейся сейчас исключительно на стабилизационных кредитах, будет одновременно означать и крах европейской политики канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая до последнего пыталась удержать нынешний статус-кво. Неудивительно, что министры из консервативного правительства канцлера Меркель гонят от себя мысли о банкротстве Греции.
«Выгоды от экономической интеграции, от введения единой валюты важны для всех. Но больше всего от этого выиграла Германия. Это очевидно. Я открыто говорю немцам: от краха евро Германия пострадает больше, чем Греция. Это тоже очевидно. Поэтому политическое решение в этом вопросе одновременно и экономически верное», — сказал «Эксперту» Вольфганг Шойбле, министр финансов ФРГ и член правящего консервативного Христианско-демократического союза.
Возможное падение Греции пугает европейских политиков и неконтролируемым расползанием кризиса. Банкротство Греции будет неминуемо означать резкое падение доверия к долговым обязательствам Испании и Италии. Как следствие, стоимость заимствования денег для этих стран серьезно возрастет, и обслуживать госдолг с помощью новых кредитов не удастся. Учитывая, что госдолг Испании превышает 800 млрд евро, а Италии — 1,9 трлн евро, спасение этих стран за счет Европейского механизма стабильности, чей суммарный бюджет составляет 700 млрд евро, представляется невозможным. Уже поэтому политики Европы всерьез обсуждают увеличение бюджета ESM до 2 трлн евро — о таких переговорах сообщил, например, Der Spiegel.
Впрочем, обстановка в южных странах Европы и без того далека от стабильности. Так, во вторник в Мадриде случились массовые столкновения с полицией. После того как тысяч шесть демонстрантов попытались взять штурмом правительственные здания в центре столицы, полиция открыла стрельбу резиновыми пулями, ранив более полусотни человек. Перерастание демонстраций протеста в акции насилия — ставшее уже типичным развитие ситуации в кризисных европейских странах, причем уровень насилия вплотную приближается к пороговому уровню гражданских войн. Так, по сообщению The New York Times, в ходе последней перед отъездом «тройки» встречи греческого министра финансов Стурнараса с представителями комиссии министр указал на стекло своего офиса, пробитое пулей, и спросил представителей «тройки», действительно ли они хотят довести страну до государственного переворота.
Уже в среду в Греции прошла всеобщая забастовка против программ сокращения госрасходов. В центре Афин к зданию парламента пришло более 70 тыс. человек, часть демонстрантов схлестнулась в уличных боях с полицией. Поддерживать в такой ситуации Грецию на капельнице стабилизационных кредитов становится все сложнее и сложнее. Пребывание греческой экономики в глубокой коме надоело и европейцам, уставшим вливать деньги в безнадежную страну, и самим грекам, не видящим выхода из тупика.
Сергей СУМЛЕННЫЙ
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.