Едва ЦБ 19 сентября подвел итоги размещения 7,58% акций Сбербанка, как чиновники стали искать применение вырученным $5,2 млрд. По закону о ЦБ он перечисляет 75% своей годовой прибыли от основной деятельности в бюджет, но заинтересованные ведомства ждать не хотели.
Всего через несколько дней анонимный источник в ЦБ заявил «Интерфаксу», что регулятор может заплатить налог на прибыль — 20%, из которых 2% идут в федеральный бюджет, а остальные 18% (по расчетам «Ведомостей», 26,6 млрд руб.) — в региональный, т. е. Москвы. Продажа акций Сбербанка для ЦБ непрофильная деятельность, так что с нее надо платить налог, объяснял сотрудник ЦБ и подтверждал мэр Москвы Сергей Собянин.
Минфин же хотел забрать всю прибыль, причем сразу.
Спор разрешился вчера на совещании у премьера Дмитрия Медведева. Его первый зам Игорь Шувалов напомнил о предложении Минфина «принять специальный закон в 2012 г., для того чтобы прибыль от реализации этих акций была направлена в федеральный бюджет», и Медведев согласился.
Объяснения ведомств — как официальные, так и неформальные — сводятся к тому, что ЦБ лишь формально владеет акциями Сбербанка, а реальный акционер крупнейшего банка страны — государство.
«Проданный пакет акций Сбербанка находился в федеральной собственности, и ЦБ осуществлял права акционера от имени РФ», — заявил «Ведомостям» пресс-секретарь министра финансов Андрей Матвеев: регулятор осуществлял функцию, прописанную в законе о ЦБ, а значит, это прибыль от профильной деятельности и не подлежит налогообложению, добавляет Матвеев.
В законе о ЦБ говорится, что его уставный капитал «и иное имущество являются федеральной собственностью».
«Ситуация очень простая: по закону о ЦБ имущество Банка России принадлежит Российской Федерации, — соглашается зампред ЦБ Сергей Швецов. — Этим имуществом мы распоряжаемся самостоятельно, в депозитарии и реестре акционеров акции Сбербанка записаны за ЦБ, поэтому мы продавали свои акции, но они также принадлежат РФ».
Для инвесторов, купивших акции Сбербанка в рамках SPO, это не имеет никакого значения, уверен Швецов. Во всех меморандумах Сбербанка для инвесторов указано, что его контролирующий акционер — ЦБ.
Хотя вопрос, принадлежит Сбербанк государству или ЦБ, кажется «сугубо формальным, он сугубо важный», говорит управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев. Если ЦБ действовал по поручению правительства, то он может заплатить налог только со своей комиссии как продавец, а правительство не является плательщиком налога на прибыль, говорит он. В данном случае ЦБ находится в менее привилегированном положении, чем госкорпорации, отмечает адвокат Илья Рачков: «У госкорпораций имущество в собственности, и государство не отвечает по их долгам».
Чиновник финансово-экономического блока признает, что вопрос с выплатой ЦБ налога неоднозначен и при желании мог быть решен не в пользу федерального бюджета: в законе прописано, что ЦБ владеет Сбербанком, так что «можно признать продажу и исполнением основных функций, но все неопределенности нужно трактовать в пользу налогоплательщика».
В бюджет Москвы эти средства все равно заложены не были, поэтому «цепляться» за них и просить пересмотреть решение город не будет, говорит представитель мэрии.
В пресс-службе Сбербанка отказались от комментариев.
На что деньги
Из изъятой в бюджет прибыли ЦБ и «Роснефтегаза» планируется докапитализировать Российский фонд прямых инвестиций на 62 млрд руб. и «Русгидро» на 50,2 млрд. Также за счет этих средств Минфин планирует профинансировать увеличение зарплат преподавателям вузов, компенсационные меры для бизнеса в связи со вступлением России в ВТО и поддержки экспортеров.
Максим ТОВКАЙЛО, Татьяна ВОРОНОВА, Антон ТРИФОНОВ