Пайщики в последнее время выходили из индексных фондов и совершали ошибку. Ситуация такова, что многие портфельные управляющие показывали результаты более высокие, чем показатели индексов, за счет того что они работали, в металлургическом или потребительском секторе: то есть в тех секторах, которые ощутимо выросли, но имеют небольшой вес в индексах.
По нашим оценкам, индексные ПИФы должны показать до конца года хороший доход. Основной повод для таких ожиданий — это то, что российские индексы в основном состоят из нефтяных фишек. А нефтегазовый сектор сейчас очень перспективен. Чисто технически он был аутсайдером с начала года. Так, если нефтяной индекс S&P к сентябрю вырос более чем на 20% относительно начала года, то бумаги наших нефтяных компаний к тому же моменту просели примерно на 10%, то есть мы отставали от мирового рынка «черного золота» на 30%. Такими «успехами» мы обязаны отчасти так называемым «ножницам Кудрина» — ситуации, при которой цены на нефть снижались (в четвертом квартале 2006-го и первом квартале 2007 года), а экспортная пошлина, зависящая от нефтяных цен, рассчитывалась с лагом более двух месяцев. Естественно, задержка перерасчета экспортных пошлин приводила к тому, что нефтяные компании работали в убыток или с минимальной маржой. Сейчас ситуация изменилась, цены на неф¬тяном рынке драматически растут, а пошлины пересматриваются в сторону увеличения по-прежнему с опозданием, поэтому у нефтяников появляется дополнительная маржа. Это тот эффект, которого рынок ожидал во втором и третьем кварталах. Но в перспективе он будет еще более выраженным, поскольку в настоящее время цены на нефть продолжают идти вверх и приближаются к отметке 100 долл. за баррель. Соответственно, наличие этого временного лага на руку нефтяным компаниям.
Есть еще один фактор, который играет в пользу нефтяников. А именно, попытка государства стимулировать нефтепереработку внутри страны за счет снижения экспортной пошлины на мазут. Хотя в действительности эта мера не стала стимулом для наращивания глубины переработки, тем не менее при нынешних ценах государство «возвращает» нефтяникам 15—16 долл. субсидий на каждый баррель переработанной нефти. На рынке существовала следующая парадигма, которую продвигали сами нефтяники: после цены свыше 30 долл. за баррель нефтяные компании не получают от роста цен на «черное золото» никакого дополнительного дохода. Теперь же становится очевидным, что вышеупомянутый механизм субсидирования мазута позволяет им получить существенную дополнительную маржу при росте цен. При этом многие игроки на рынке еще до конца не оценили сложившуюся ситуацию.
Другим позитивным фактором является ожидаемое применение дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых. По сниженной ставке будет облагаться добыча на низкодебетовых скважинах, которых у российских нефтяных компаний довольно много, а также на «тяжелых» либо новых месторождениях. Этот эффект уже проявился в недавно опубликованных финансовых результатах «Татнефти».
Есть и еще один фактор, действие которого может улучшить прогнозы прибыльности нефтяного сектора. На прибыль нефтяных компаний негативно влияет укрепление рубля, так как основные издер¬жки они несут в российской валюте, а прибыль получают в долларах. При укреплении рубля нефтяникам необходимо на такие же издержки потратить больше долларовой прибыли, что уменьшает показатели их маржи. В этом свете позитивным для нефтяников является заявление Центробанка и МЭРТ об отказе борьбы с инфляцией за счет укрепления рубля. Плюс ко всему, российские сырьевые компании остаются сильно недооцененными с точки зрения стоимости их запасов в сравнении с международными игроками. Это касается не только нефти, но и коксующегося и энергетического угля, цены на эти виды сырья за текущий год значительно выросли. Как видно, совокупность вышеперечисленных факторов оказывает позитивное влияние на нефтяной сектор.
Возвращаясь к выбору стратегии и к разговору об индексных фондах, можно резюмировать, что инвестиции в индексные ПИФы все равно остаются привлекательными с точки зрения абсолютного дохода, который получат пайщики. Поэтому сейчас по критерию риск-доходность индексные фонды являются весьма интересным инструментом. Заглядывая в будущее, мы ожидаем, что в конце 2007 — начале 2008 года российский рынок может достигнуть 2600 пунктов по индексу РТС.
Владимир СОЛОДУХИН, управляющий директор УК «БКС»; подготовила Анна РАУДСЕПП