Крупным европейским банкам следует изменить систему вознаграждения топ-менеджеров так, чтобы хотя бы часть ежегодного бонуса выплачивалась не деньгами или акциями, а долговыми обязательствами. Такое заключение, по информации FT, содержится в отчете о принципах реформирования банковской системы Европейского союза так называемой комиссии Лииканена.
Комиссия под руководством председателя Центробанка Финляндии Эркки Лииканена была сформирована год назад еврокомиссаром Мишелем Барнье. Задача комиссии — предложить варианты реформы принципов долгосрочного вознаграждения руководства банков.
Одно из нововведений — рекомендация выплачивать хотя бы часть долгосрочного вознаграждения долговыми обязательствами. Этот шаг призван удержать менеджеров от излишне рискованных мер, направленных на краткосрочное увеличение показателей прибыли и капитализации компании, от которых до последнего времени зависело вознаграждение руководителей банков.
Предположим, что у компании $1 млрд долга, при этом ее активы стоят всего $900 млн, писал в колонке, опубликованной в «Ведомостях», Алекс Эдманс, профессор Уортоновской школы бизнеса при Пенсильванском университете и сотрудник Европейского института корпоративного управления. Если гендиректор ликвидирует бизнес, держатели долговых обязательств получат 90центов с доллара, однако акционеры (в том числе сам гендиректор) останутся ни с чем.
Представим теперь, указывал Эдманс, что гендиректору поступило предложение, которое с равной вероятностью принесет прибыль в $200 млн или убыток в $400 млн. Очевидно, что с точки зрения стоимости компании такой проект нежелателен. Но, согласившись на это предложение, гендиректор ничем не рискует. Если ситуацию в компании не удастся выправить, акционеры не получат ничего. Если же все пройдет удачно, компания будет стоить уже $1,1 млрд, и они смогут поделить $100 млн после того, как компания расплатится с долгами.
С точки зрения держателей долга такой проект явно нежелателен. Если гендиректор доведет все до победного конца, их выигрыш составит лишь 10%. Но в случае провала они получат лишь по 50центов за каждый доллар.
В 2009 г. такая схема с выплатой бонусов долговыми обязательствами уже применялась на практике в британских Royal Bank of Scotland и Lloyd Banking Group. Сразу после кризиса регулятор ограничил возможности банков платить бонусы руководству наличными или акциями. Сотрудники банков, которым выплатили бонус долгами, тогда оказались даже в выигрыше. Капитализация банков продолжила снижаться, и они практически не выплачивали дивиденды, а долговые обязательства приносили их владельцам неплохой и гарантированный купонный доход.
К сожалению, обсуждение методов вознаграждения топ-менеджеров банков происходит под давлением различных политических групп, сокрушается Артем Авдеев, управляющий партнер московского офиса Egon Zehnder. По его словам, предложение выплачивать бонусы долговыми обязательствами выглядит логичным, но только практика может показать, приведет ли применение таких схем вознаграждения к ожидаемым результатам.
Григорий МИЛОВ