Правительство впервые обратило внимание на влияние действующей модели роста экономики на банковскую систему: на совещаниях у премьер-министра Дмитрия Медведева и первого вице-премьера Игоря Шувалова вчера обсуждали, помимо прочего, связанные вопросы источников роста кредита банковской системы, накопления в ней рисков, ситуации с ликвидностью. Технические вопросы, считающиеся вотчиной Банка России, обеспокоили Белый дом вряд ли случайно: рост зависимости банков от кредитования ЦБ — фактически побочный эффект политики стимулирования экономического роста.
Главной темой совещаний в правительстве были вопросы Агентства по страхованию вкладов, тем не менее банкиры, обсуждавшие днем с господином Шуваловым, а во второй половине дня — с премьер-министром, отправляли в Белый дом и собственные предложения, касающиеся ситуации с ликвидностью в банковской системе. У Дмитрия Медведева свои тезисы, по данным «Ъ», представляли представители Сбербанка, UniCredit и Альфа-банка. Во многом интерес к регулированию рисков финансового сектора в правительстве и ЦБ увеличился в связи с реанимацией проекта «мегарегулятора» на базе ЦБ. Тем не менее темами совещаний, в которых принимал участие и глава ЦБ Сергей Игнатьев, стали, скорее, текущая ситуация в банковской системе и возможные действия регуляторов в ближайшие месяцы: политика Банка России, который не скрывает намерения в случае необходимости увеличивать стоимость рефинансирования для банковской системы. Ближайшее заседание совета директоров ЦБ, на котором может быть поднята как минимум депозитная ставка вслед за сентябрьским фронтальным повышением ставок на 0,25%, состоится 5 октября. Аналитики уверены в том, что ЦБ так или иначе увеличит стоимость рефинансирования до конца года, вопрос лишь в том, как быстро это будет происходить.
Учитывая большую, чем ранее, равномерность исполнения бюджета, продолжающийся отток капитала (см. «Мониторинг»), слабо растущие госрасходы в первом квартале 2013 года, беспокойство банков за ситуацию на денежном рынке с октября-ноября обоснованно. Банк России неоднократно заявлял, что видит в наложении усилившихся инфляционных ожиданий и бурного роста кредитования банковской системой риски, против которых и направлено некоторое ужесточение денежно-кредитной политики, пока чисто символическое. Тем не менее ЦБ вряд ли обойдется «сигналами рынку» в виде движения ставок. Очевидно, что регулятор будет бороться за «качество роста» банковской системы путем ужесточения требований к капиталу, а при любом ощутимом негативном движении европейской ситуации к новым пикам кризиса — и ужесточением норм резервирования. Все эти предположения особенно неприятны на фоне первых сигналов проблем в банковской системе, в частности продолжавшегося в августе (согласно опубликованному вчера вечером экспресс-обзору банковской системы ЦБ) снижения соотношения совокупного капитала банков к активам банковской системы.
Ограниченность возможностей для банков в текущей ситуации наращивать капитал очевидна с учетом оттока капитала, ограниченной (несмотря на «дешевые деньги» ЕЦБ и ФРС на международных рынках) возможности заимствования в ЕС. Все это требует от ЦБ и Минфина наращивания фондирования банковской системы деньгами регулятора и бюджета и, как следствие, роста зависимости банков от операций ЦБ.
У проблемы есть еще одно измерение: собственно рост банковского кредита в последние месяцы является важнейшим источником поддержания внутреннего спроса, и возможное ужесточение ЦБ денежно-кредитной политики с относительно коротким временным лагом ведет к сокращению темпов роста инвестиций, с более длинным — к снижению динамики ВВП. У такого развития событий есть оппоненты внутри правительства. Так, вчера утром, предваряя банковские дискуссии в Белом доме, заместитель главы Минэкономики Андрей Клепач с некоторым неудовольствием констатировал, что приоритеты в экономической политике правительства сменились — сегодня «экономический рост не является приоритетом», его сменила задача «бюджетной консолидации». И «мы не считаем, что это хорошо», сказал он.
Для банковской системы такой выбор между тем — это аккумуляция рисков в ближайшие
Дмитрий БУТРИН