Объемы добычи российской нефти будут неизбежно снижаться, и «нефтяная подушка» сдуется к 2015 году, пишут зарубежные СМИ. К этому времени правительству РФ необходимо провести реформу экономики и правовой системы для того, чтобы стать привлекательным государством для иностранных инвестиций.
Нефтедолларовая идиллия, которая защищала российскую экономику от внешних шоков на протяжении последних десяти лет, грозит разрушиться уже к 2015 году. Импорт товаров превысит экспорт нефти, и эпоха постоянной подпитки доходами от продажи «черного золота» подойдет к концу, прогнозирует Financial Times.
Бурный рост цен на нефть позволил России с 2000 года накопить $785 млрд (что эквивалентно более чем 40% ВВП, сделав ее третьей в мире страной по размеру валютных резервов (порядка $0,5 трлн), указывает издание.
Эти резервы позволили Кремлю потратить более $ 200 млрд на борьбу с кризисом в 2008—09 гг без серьезных экономических последствий. При этом Россия была в состоянии откладывать средства в резервный фонд и фонд национального благосостояния.
Однако сам Центробанк РФ констатировал, что уже в 2015 году Россию практически наверняка ждет «двойной дефицит» — текущего счета и бюджета: если упадет цена на нефть, это случиться раньше, если она вырастет еще больше — то позже. Если даже официальные власти подтверждают конец нефтяного профицита, то ситуация патовая, указывает Financial Times.
От нефти к реформам
Напряженная ситуация в мировой экономике оказывает давление на нефтяные котировки, и дальнейшее их движение непредсказуемо (например, в кризис 2008-го «черное золото» рухнуло до $40 за баррель). Поэтому России пора перестать уповать на нефтяные доходы и проводить масштабные реформы экономики и правовой системы, чтобы страна стала привлекательной для иностранных вложений, пишет FT.
«Однако, вместо привлечения капитала Россия в настоящее время экспортирует его в чистом виде. Отчасти
На этой неделе президент РФ Владимир Путин на форуме «Россия зовет!» заявил иностранным инвесторам, что страна продолжает снижать свою зависимость от нефти и реорганизовывать российский бизнес-климат, чтобы сделать его более привлекательным.
«Российские лидеры вновь попытались убедить инвесторов, что Россия готова к «жизни после нефти». Однако они трвердят это последние пять лет, меж тем в «Роснефти», «Лукойле» и других компаниях объемы добычи нефти остаются прежними или даже снижаются. Причем уменьшается экспорт не только нефти, но и газа. Более того, США больше не нуждаются в российском природном газе», — пишет обозреватель другого авторитетного журнала Forbes Кеннет Рапоза.
Пока не поздно, Россия должна найти себе другое занятие, помимо добычи нефти и газа, утверждает он. В частности, по мнению эксперта, провозглашенный страной курс на добычу 505 млн тонн нефти в год в ближайшие годы и 535 млн — к 2030 году, практически нереализуем. В первую очередь,
Значительное снижение объемов добычи нефти неизбежно, а насколько — зависит от фискальной политики правительства РФ и инвестиционного климата в стране,указывает он.
Еще один удар по российской экономике наносит вступление в ВТО. Доходы бюджета от сбора налогов уменьшатся, соответственно сократятся расходы на социальную сферу, инвестиции в инфраструктурные проекты, в космические исследования и инновации, прогнозирует Кеннет Рапоза.
Оба западных журналиста делают вывод, что в существующем виде экономика России не готова к «жизни после нефти», заключает он.
Нетривиальные подходы
Впрочем, по сути об этом же говорил на инвестиционном форуме и Владимир Путин. Он констатировал, что уже не осталось легких факторов роста и простых решений в этой области, и для того, чтобы выйти из существующих проблем, нужно время и нетривиальные подходы.
«Попытки цепляться за старые рецепты будут только консервировать проблемы», — подчеркнул президент.
По мнению главы государства, необходимо стимулировать структурные изменения в экономике, создавать условия для возникновения новых секторов и искать современные источники роста, ускорить процесс диверсификации и технологического обновления. Новый рост возможен за счет инвестиций и создания новых производств, резюмировал президент.
Цифры
В настоящее время доходы от продажи нефти и газа составляют существенную часть средств, поступающих в бюджет — около 25%. Что касается экспорта, то в период с января по июль нефтегазовый сектор переправил за рубеж около $200 млрд из общих $300 млрд.
Софья ДОРОНИНА