Курс иранского риала рухнул в последние дни на 40%. США и ЕС планируют новые скоординированные действия, которые фактически приведут к тотальному эмбарго на торговлю с Ираном. Так Запад надеется усугубить тяжелое финансовое положение страны и заставить ее отказаться от ядерной программы.
Эмбарго на закупки европейскими странами нефти в Иране, которое в полной мере действует с 1 июля, привело к сокращению нефтяного экспорта с более чем 2 млн баррелей в день в январе-феврале 2012 г. до 1 млн баррелей в сентябре. В августе объем поставок был даже менее 1 млн. Готовящиеся западными странами новые меры должны привести к дальнейшему падению курса риала и истощению валютных резервов, рассказали The Wall Street Journal официальные лица в администрации президента и в конгрессе США, а также в Еврокомиссии.
Первый набор мер, как ожидается, будет согласован на встрече министров иностранных дел ЕС 15 октября, сообщает газета со ссылкой на европейских чиновников. Он будет включать запрет на экспорт иранского газа, а также ужесточение ограничений на операции с Центральным банком Ирана. Также под санкции попадут и несколько иранских банков.
США и ЕС также рассматривают вопрос о введении в начале 2013 г. фактического эмбарго на торговлю с Ираном путем блокирования всех экспортных и импортных транзакций через иранскую банковскую систему, говорят европейские и американские чиновники. Это может в еще большей степени сократить приток иностранной валюты в Иран.
Конгресс США готовит закон, который потребует от Белого дома блокировать все международные расчеты с ЦБ Ирана, а также предпринять меры для недопущения страхования иранских компаний за рубежом. Также планируется закрыть в уже действующих санкциях все лазейки для инвестиций в иранский энергетический сектор. ЕС может предпринять аналогичные меры — так же, как он после США ввел нефтяное эмбарго, говорят чиновники. «Могут быть предприняты шаги для введения полного эмбарго, — сказал WSJ высокопоставленный европейский чиновник, участвующий в переговорах о санкциях. — Это может соответствовать позиции конгресса [США]».
Курс риала упал с 24 сентября на 40%, спровоцировав массовые акции протеста в Тегеране и лихорадочные попытки властей стабилизировать ситуацию, в том числе путем закрытия обменных пунктов. Это укрепило американских и европейских чиновников во мнении, что санкции начинают подрывать финансовое положение Ирана и экономическое давление необходимо усилить.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила в среду, что санкции могут быть быстро смягчены, если Тегеран пойдет на уступки и свернет реализацию ядерной программы, которая, как считают в США и Европе, имеет целью создание ядерного оружия. Пока нет свидетельств того, что Тегеран готов на это. Однако немало западных экспертов считало, что нефтяное богатство Ирана нейтрализует эффект от санкций: резкое падение реала и уличные беспорядки могут заставить их изменить точку зрения. «Было мнение, что Иран не поддастся, потому что у него крупные нефтяные запасы. Это мнение быстро меняется», — говорит европейский чиновник.
К эмбарго США и ЕС присоединились, в том числе, такие крупные покупатели иранской нефти, как Япония и Корея, а Саудовская Аравия, Ливия, Ирак и сами США увеличили объем добычи, тем самым не допустив сокращения предложения и значимого роста цен на нефть.
Курс риала, начавший быстро снижаться в конце сентября, за последнюю неделю рухнул на 30%. В среду на рынках Тегерана прошли массовые выступления против девальвации, закончившиеся стычками с полицией. Порой демонстранты выкрикивали лозунги против президента Махмуда Ахмадинеджада. Во вторник президент обвинил в падении курса зарубежных врагов Ирана, политических оппонентов внутри страны и торговцев валютой на черном рынке. В среду власти закрыли многие незаконно действующие обменные пункты. А в четверг прокуратура Тегерана распространила заявление об аресте 16 человек, «подрывавших работу валютного рынка, используя в своих интересах психологическую войну, развязанную нашими врагами».
Однако и многие законно работающие конторы закрылись сами в знак протеста против девальвации. В четверг к ним присоединились другие рыночные торговцы в Тегеране и ряде других городов. Владельцы магазинов и лавок, торгующих золотом и ювелирными изделиями в Исфахане, третьем по величине городе страны, прекратили работу из опасений понести большие убытки, сообщает Financial Times. Решение приостановить работу в центре города Хусхан Шишехборан, секретарь Ювелирного и золотого союза Исфахана, объяснил «скачками цен».
Ухудшение ситуации приведет к «усугублению проблем в экономике и сфере безопасности, усилению социальной напряженности», в том числе
Михаил ОВЕРЧЕНКО