Даже во время внезапного и сильного кризиса деньги Резервного фонда позволят не урезать бюджет как минимум полтора года, подсчитали в Минфине. Оппоненты в Минэкономразвития такие запасы считают избыточными: кризис продлится максимум полтора года, а все деньги, накопленные сверх этого, фактически выпадут из экономики.
Средств Резервного фонда, если кризис начнется после 2016 года, хватит на два года при цене нефти 60 долл./барр. и на четыре года, если ее стоимость составит около 80 долл./барр. К такому выводу специалисты Минфина пришли в результате стресс-тестирования проекта бюджета на следующие три года, рассказал РБК daily замминистра ведомства Алексей Моисеев.
Сложнее будет, если кризис начнется в следующем году. К этому времени в Резервном фонде будет около 4% ВВП. Это позволит правительству не резать бюджетные статьи полтора года, если нефтяные цены рухнут сразу до 60 долл./барр., и три года, если ценники не упадут ниже 80 долл./барр. Однако в этом случае «правительство может решить использовать средства ФНБ, поэтому не думаю, что здесь будет масштабная проблема», считает
Впрочем, вероятность кризиса уже в следующем году низка, успокаивает чиновник: «Сложно представить себе жесткое падение цены на нефть в ситуации столь же масштабного количественного смягчения в других странах. Несколько лет у нас есть, я надеюсь, за это время мы накопим Резервный фонд».
К началу прошлого кризиса в Резервном фонде было накоплено около 8,7% ВВП. С июля по декабрь 2008 года цены на нефть упали с уровня абсолютного рекорда 147,5 долл./барр. более чем на 100 долл./барр. (при заложенной в бюджет цене 70 долл./барр.). Это вынудило правительство начать тратить средства Резервного фонда. В 2009 году с марта по декабрь он сократился с 4,869 трлн руб. до 1,83 трлн, к началу 2011 года объем накопленного упал до 775,1 млрд руб. Вновь активно копить средства правительство начало в этом году. Полностью наполнить Резервный фонд должны к 2017 году, к этому времени там будет находиться 7% ВВП.
Однако в Минэкономразвития эту цифру называют «избыточной величиной» и считают, что 5% было бы достаточно, объяснил РБК daily позицию ведомства замминистра Андрей Клепач. «Это позволит от года до полутора полностью покрывать дефицит. Кроме того, даже в условиях кризиса, как показывает опыт европейских стран, можно все же занимать на рынках», — считает он. «В Резервном фонде можно накопить и 10% ВВП, но зачем? Это вычет из экономического роста, и избыточные сбережения не повысят, а понизят в долгосрочном плане устойчивость экономики», — критикует чиновник позицию Минфина.
Рассчитывать на быстрый кризис не стоит, медленный выход из рецессии может продолжаться около десяти лет, считает профессор РЭШ Константин Стырин. Предсказать цену на нефть никто не может, поэтому государству необходим резерв в качестве подушки безопасности. «Если структура экономики останется прежней, нам нужен Резервный фонд, как и всякой экономике, которая специализируется на продаже природных ресурсов и сильно подвержена эффекту глобальных бизнес-циклов», — уверен
Однако предсказать, насколько в реальности хватит средств Резервного фонда, практически невозможно, предупреждает эксперт «Центра развития» Валерий Миронов. «Резервный фонд вложен в определенные бумаги, они могут обесцениться во время кризиса, доходность управления этими активами тоже может отличаться», — говорит он.
Возможно, средства из заначки пойдут в итоге не на финансирование расходов, а на спасение российских предприятий, сомневается директор центра структурных исследований Института Гайдара Алексей Ведев. «Внешний частный долг, который сравним с объемом Резервного фонда, на 60% состоит из долгов компаний с госучастием, а на 40% — из долгов системообразующих предприятий», — приводит он цифры. «Как показал кризис 2008—2009 годов, все они предъявят счет государству и государство его оплатит», — уверен
Анна РЕЗНИКОВА