С 1 октября вступили в силу отдельные статьи Закона «О национальной платежной системе», самая главная из которых: все эмитенты электронных денег к указанному сроку должны были стать либо банками, либо небанковскими кредитными организациями. Однако легализация рынка, как ни парадоксально, негативно отразилась на конкуренции. На рынок устремились «новые старые игроки»: операторы электронных денег ощущают все больше давления со стороны банков, предлагающих решения в этой сфере. Об этом на IV Ежегодной международной конференции «Электронные деньги, карты и платежи 2012» заявил председатель Ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов.
Он напомнил, что электронные деньги уже очень старый продукт, они появились около 15 лет назад, когда не было современных технологий передачи информации вроде bluetooth или wi-fi. «Все эти годы восприятие электронных денег было самым причудливым, операторы и игроки рынка воспринимали нас как безумных ученых, романтических инноваторов, первооткрывателей новых финансовых территорий. Была также точка зрения, что вся эта деятельность незаконна. Все это было, но закончилось с 1 октября этого года — электронные деньги теперь полностью институционализированы», — сказал Достов.
Все эксперты сходятся во мнении, что сегмент электронных денег растет, причем бурными темпами. Однако сколько людей в России сегодня вообще пользуются финансовыми услугами и в частности электронными? Руководитель отдела исследований финансового рынка GfK Rus Елена Якубовская настроена оптимистично: по ее словам, около 85% россиян являются пользователями финансовых услуг. При этом стабильно растущий сегмент — это банковские карты, в основном зарплатные. За последний год число пользователей карт возросло с 49 до 56%. Все больше входят в жизнь россиян банкоматы, развивается электронный интернет-банкинг, но темпы прироста не очень большие — около 1—2% в год. Естественно, прирост больше в крупных городах, более продвинута в этом отношении Москва. Однако по уровню пользования интернет-банкингом Россия сегодня отстает не только от развитых, но и от восточноевропейских стран — таких как Словакия, Польша, Венгрия, Македония и других — примерно на восемь лет. Больше всего эта услуга, естественно, востребована среди молодых людей в возрасте от 20 до 49 лет.
Что касается критериев при выборе банка, держатели карт в основном ориентируются на такие параметры, как надежность, тарифная политика, количество отделений и банкоматов. Возможность совершать операции через Интернет интересует пока не более 5% пользователей банковских продуктов. Самый популярный источник информации о банковских продуктах — это советы родственников и знакомых, а также телевидение. Молодые люди больше доверяют Интернету, в том числе ищут информацию о финансовых услугах через социальные сети, специализированные форумы и корпоративные сайты банков. «Потенциал интернет-банкинга хороший, и нужно в первую очередь работать с потенциальной аудиторией, молодыми людьми»,— считает Якубовская.
Партнер Data Insight Борис Овчинников привел данные компании TNS, согласно которым 75—85% россиян отвечают, что платят через Интернет. В крупных городах хотя бы раз в полгода через электронные системы платежей (ЭПС) платили 3,9 млн человек, а через интернет-банкинг 2,4 млн. По данным ФОМ, за месяц 2,1 млн платили карточкой в Интернете, 0,8 млн — с помощью электронных денег, 0,4 — через интернет-банкинг. «Мне кажется, что пока ни одно из исследований нельзя принимать за безусловную отправную точку. Расхождения в цифрах — это признак активного роста рынка. Онлайн-платежи стали массовым явлением, и рынок продолжает быстро расти»,— отметил Овчинников.
По собственным оценкам Data Insight, онлайн-платежи хотя бы раз в месяц совершает около 9 млн человек, всего опыт таких платежей сегодня есть уже более чем у 20 млн россиян. Количество платежей превысило 1 млн в день. При этом онлайн-платежи растут существенно быстрее, чем онлайн-продажи и интернет-реклама, темпы роста количества пользователей более 50% в год. «По мере накопления опыта пользователи расширяют количество используемых способов онлайн-платежей, рост количества пользователей по каждому отдельному способу идет быстрее, чем в целом по рынку. ЭПС растут в среднем на 67%, карты — на 85%, интернет-банкинг — на 74% в год», — добавил Овчинников. Отток пользователей различных способов онлайн-платежей также наблюдается, но составляет, по данным Data Insight, всего около 4—6% в год по результатам опросов самих пользователей. Частота посещений платежных сайтов в среднем выросла за год на 7%, сайтов банков — на 12%.
— Индустрия достаточно долго привыкала к новым продуктам, но за последние десять лет количество инноваций было огромным, большое количество опций появляется для клиентов, огромное количество игроков — это и сотовые операторы, и интернет-компании, — сказал директор управления Банк XXI Сбербанка Святослав Островский. — Несомненно, это хорошо для клиентов, но что делать банкам? Я считаю, что банки должны предоставлять своим клиентам те сервисы и каналы, которые им нужны. Надо понимать, что наши клиенты разные, поэтому необходимо создать простые и понятные продукты. Именно они растут быстрее всего и больше всего востребованы на рынке.
Эксперт отметил, что с ускорением темпа жизни клиенты становятся все более мобильными и требовательными, с другой стороны — ощущается переизбыток информации. При переходе в цифровой мир клиенты больше не готовы ждать. Они требуют простые и удобные услуги, обслуживание на ходу. «Для многих людей банковские услуги начинаются с банкоматов и терминалов, а иногда там же и заканчиваются. Поэтому банку важно иметь крупную сетку»,— добавил Островский. Он также подчеркнул, что, по статистике, большинство жителей страны не имеют смартфонов, поэтому самая быстрорастущая услуга — это мобильный банк, через sms.
А по словам основателя компании Finfit Данилы Гусева, несмотря на быстрый рост электронных платежей, основная масса людей вообще по-прежнему мыслит наличными категориями. «Есть проблема недоверия банкам, этот вопрос до сих пор не решен, ключевая проблема в том, что ты не можешь дать человеку нечто осязаемое, как бумажные деньги. Свою роль играет и сила привычки», — пояснил он.
Евгения НОСКОВА