Южные банки активнее, чем в целом российская банковская система, кредитовали предприятия в прошедшем полугодии — рублёвые кредиты выросли у них на 10,6%, тогда как в целом по РФ — на 7,5% (см. таблицу 1). Показательна неодинаковая активность в ЮФО на этом поприще местных банков и филиалов федеральных: последние росли намного медленнее региональных (6,2% против 10,6%). В динамике потребительского кредитования южные банки уступили филиалам — плюс 19,4% против 22,4%. Аналогичная ситуация с портфелем вкладов физических лиц — у филиалов прирост солиднее, что объясняется более высокими процентными ставками, которые могут предложить некоторые крупные банки российского масштаба.
Анализ структуры рублёвого кредитного портфеля юридических лиц с учётом просрочки позволяет оценить, в каких территориях и отраслях экономики ЮФО и СКФО местные банки имеют сильные позиции. В регионах с традиционно благополучным социально-экономическим положением присутствие банков федерального уровня не позволяет местным игрокам занять более 10% доли. Так, рублёвый кредитный портфель юридическим лицам южных банков в Краснодарском крае и Ростовской области составляет 9%, а в Северной Осетии-Алании и Дагестане — 29 и 26% соответственно. Однако тут следует учитывать, что в некоторых республиках СКФО на долю Северо-Кавказского Сбербанка приходится подавляющее большинство выданных кредитов. В целом доля Северо-Кавказского банка на рынке кредитования населения региона составляет почти 40%, кредитования юридических лиц — почти 32,9%.
В то же время в кредитном портфеле МСБ в большинстве субъектов ЮФО доля южных банков выше почти в два раза. Например, доля местных банков в кредитном портфеле МСБ на Кубани составляет 16%, тогда как в общем портфеле юридических лиц — 9%; на Дону это соотношение — 18% и 9% соответственно, в Волгоградской области — 6 и 12%, в Астраханской — 3 и 6%.
Взлёты и падения
В ЮФО и СКФО на начало июля насчитывалось 100 местных кредитных организаций, из них пять небанковских. Всего десять южных банков по итогам шести месяцев 2012 года показали убытки, два из них вошли в пятьдесят крупнейших. В рейтинговой таблице уже традиционно представлены полсотни крупнейших региональных банков, отранжированных по величине активов. Из них 16 показали снижение показателя, у четырёх из них оно было существенным (у банка «Новопокровский» — на 20%, у «Донинвеста» — на 24%, у Трансэнергобанка — на 27%, у «Кредитинвеста» — на 35%). Пять банков за это же время значительно нарастили активы («Земельный» — на 69%, Кубаньбанк — на 29%, «Эльбин» — на 28%, «Каспий» — на 27%, «Русский национальный банк» — на 26%). Эти банки объединяет высокая активность кредитования. У «Земельного» за полугодие кредиты предприятиям (без учёта просроченных) выросли на четверть. Кубаньбанк активизировался в сфере потребительского кредитования — плюс 70% (кредитование индивидуальных предпринимателей при этом сократилось на 18%). «Эльбин» преуспел в обоих направлениях: в сфере кредитования индивидуальных предпринимателей прирост составил 86%, в потребительском кредитовании (без учёта просроченных платежей) — 31%. Махачкалинский «Каспий» и ростовский «Русский национальный банк» нарастили портфель потребкредитов на 38 и 34% соответственно.
Значимых перемещений в рейтинге традиционно много. На пятую строку с седьмого места поднялся махачкалинский «Экспресс», поменявшись местами со Ставропольпромстройбанком. С 31 на 17 место взлетел «Консервативный коммерческий банк» из Астрахани, с 39 на 27 позицию — «Эльбин» из Махачкалы. По нашим подсчётам, в рейтинг вошли пять банков, которые год назад не дотягивали по объёмам до крупнейших пятидесяти. Наиболее высоко забрался Кубаньбанк, новые собственники которых смогли увеличить активы на 29%.
Однако есть и примеры серьёзных падений. Ряд банков покинули рейтинг, например, черкесский Тексбанк, махачкалинский «Адам-Интернэшнл». С 21 на 30 строку упал ростовский Донхлеббанк, с 22 на 29-ю — Промжилстройбанк «Михайловский» из Волгоградской области.
На волне розницы
В 2011 году в рамках банковской системы России в целом розница опередила по темпам роста кредитование МСБ (более 40% в год против порядка 25%), но по объёмам ещё не достигала даже половины корпоративного портфеля. В 1 полугодии 2012 года эта тенденция развивается. По прогнозам «Эксперт РА», розничное кредитование останется лидером роста ещё как минимум на протяжении двух лет. На Юге по итогам 2011 года мы отмечали, что регион отличался активизацией потребительского кредитования, а в большинстве банков темпы его прироста превышали показатели прироста кредитования корпоративного сектора. Но за первые шесть месяцев нынешнего года ситуация несколько изменилась. В одних банках предпочитали активнее кредитовать предприятия, в других — население. Например, в «Центр-инвесте» за полугодие кредиты предприятиям (без просроченных) выросли на 2%, их объём превысил 30 млрд рублей; потребительские кредиты (без просроченных) — на 16%, но весят они гораздо меньше, 16,6 млрд рублей. В «Кубань Кредите» корпоративное кредитование выросло на 13% и составило 20,3 млрд рублей, потребительское — на 78%, что составило чуть больше 2 млрд рублей, в «Первомайском» прирост равен 11% (объём кредитов — 3,3 млрд рублей) и 36% (6,9 млрд рублей), в «Новопокровском» — 10% (до 2,1 млрд рублей) и 150% (до 127 млн рублей) соответственно.
В то же время в черкесском банке «Развитие» потребительские кредиты (без просроченных) сократились на 43%, до 123 млн рублей, а кредиты предприятиям (без просроченных) выросли на 47%, до 2,6 млрд рублей. В майкопской «Новации» прирост составил 7% (до 437 млн рублей) и 28% (до 817 млн рублей), в волгоградском Русюгбанке 7% (до 189 млн рублей) и 14% (до 5,1 млрд рублей), в ростовском Стелла-Банке 11% (что составило 526 млн рублей) и 37% (до уровня 653 млн рублей) соответственно. Общий перевес в сторону корпоративного кредитования, безусловно, сохраняется. Совокупно выданные всеми южными банками кредиты предприятиям в 2,6 раза превышают объёмы кредитования населения. При этом эксперты прогнозируют: сегодня есть все предпосылки для того, чтобы в ближайшие годы вес розницы в кредитном портфеле увеличивался.
Региональные банки в этом направлении, что называется, находятся на волне. Разумеется, темпы их роста существенно отличаются от темпов розничных гигантов. Но изначально розница не была их специализацией: множество местных банков — урождённые кэптивы, просто ещё в докризисный бум потребкредитования многие обратили внимание на этот сегмент. Нынешний всплеск розницы, усиленный новыми игроками (на рынок кредитования вышли, например, «Связной» и МТС) и распространением кредитных карт, преобразил ряд региональных банков, явно стремящихся быть ближе к частным клиентам, проводя ребрендинг и внедряя новые услуги. Ряд банков, пересмотревших свою концепцию в пользу розницы, с 2011 года серьёзно укрепили свои позиции в нашем рейтинге: Русюгбанк, «Развитие», Капиталбанк, Кубаньбанк, Евроситибанк.
Появление новых игроков, не обладающих большим опытом работы в этом сегменте, но активно набирающих себе розничные портфели, чревато определёнными рисками для банковской системы. Директор ОАО АКБ «Стелла-Банк» Денис Бурыгин отмечает, что кредитные карты и кредиты наличными — два наиболее активно развивающихся в регионе направления. «Многие банки разрабатывают свои кредитные программы специально для населения с низким уровнем дохода, при этом предусматриваются высокие процентные ставки, которые способны покрыть риск возможного невозврата кредитов, — констатирует
Но в основной своей массе региональные банки пока не видят угрозы в динамичном развитии этого направления. Директор департамента розничного бизнеса ОАО АКБ «Капиталбанк» Дарюс Закараускас говорит, что банк не прогнозирует катастрофических последствий в случае ухудшения глобальной макроэкономической ситуации по ряду причин. «Во-первых, показатели «закредитованности» населения РФ на порядок ниже в сравнении с западными странами, — аргументирует свою позицию
Председатель правления ОАО «Геленджик-Банк» Лариса Санарова суммирует опыт региональных финансовых институтов, в котором на самом деле нет никаких инноваций — просто констатация внимательного отношения к собственным активам: «С 2011 года банки стали активно продавать розничные кредиты, а в 2012 году развитие розницы увеличилось в несколько раз. Если банк выдаёт кредиты, учитывая все риски, или хотя бы минимизирует их, то нестабильность макроэкономической среды не приведёт к возникновению и возрастанию рисков».
Региональные банки не сдают позиции
Действительно, малые банки проявили бо́льшую стрессоустойчивость даже во время прошлого кризиса, к которому система была плохо готова. И сейчас показатель уровня достаточности капитала у большинства из них выше, чем у крупных банков: для кредитных организаций из ТОР-30 он составляет в среднем порядка 12%, что близко к критическому показателю. А небольшие банки, не работающие с рискованными и низкодоходными сегментами клиентов, имеют более качественные и прочные портфели. Устойчивость к воздействию внешних факторов — вообще характерная особенность региональных банков, дающая им возможность занимать прочное место в своих нишах и планомерно развиваться. Они практически не испытывают давления макроэкономических угроз, существующих сегодня; они даже в меньшей степени, чем их крупные коллеги, ощущают на себе действия регулятора. К примеру, одним из резонансных документов, вступивших в силу в этом году, стала инструкция Центробанка № 110-и, направленная на снижение рисков при кредитовании корпоративного сектора. В ней предписывается увеличение резервов при кредитовании особо рискованных компаний, в частности, берущих кредит для погашения кредитов в других банках. Многие крупные банкиры негативно оценивали этот документ, предрекая повышение кредитных ставок в связи с необходимостью увеличения резервов.
Региональные же банки не только не заметили действия этой инструкции, но и по темпам роста портфелей МСБ опередили федеральных коллег. Лариса Санарова поясняет, что «Геленджик-Банк» это изменение практически не затронуло, поскольку он всегда придерживался консервативной политики при выдаче кредитов и осуществлял выдачу на расчётные счета клиентов, открытые в этом же банке. «На величину процентных ставок эти действия регулятора влияния не оказали, — подытоживает
Однако несколько крупных региональных банков находятся в иной ситуации — это такие лидеры рейтинга, как «Центр-инвест», «Кубань Кредит» и некоторые другие. В их сферу влияния попадают уже более крупные заёмщики, поэтому подобные изменения в принципах оценки риска рано или поздно на них повлияют. Пока представители южных банков-лидеров осторожно оценивают потенциальные последствия изменения законодательства. Григорий Жуков, председатель правления банка «Центр-инвест», говорит, что оценивать влияние инструкции 110-и ещё рано, документ вступил в силу не так давно. «Как эти положения станут накладываться на реалии российского бизнеса, можно будет судить только спустя какое-то время. Однако, конечно, любое повышение прозрачности и открытости бизнеса и упростит принятие решения, и, в конечном счёте, сделает кредиты для бизнеса более доступными», — уверен
Ещё одно принципиальное отличие — и преимущество — малых региональных банков в том, что они не страдают от конкуренции с государственными гигантами индустрии. Денис Бурыгин считает, что конкурентная борьба разворачивается среди сопоставимых по влиянию банков. «Наблюдается внутренняя конкуренция между крупными государственными банками и международными структурами, «титаны» борются между собой, а не с региональными банками, — рассуждает
Впрочем, в розничном секторе определённое влияние со стороны крупных финансовых организаций всё же ощущается. Например, Лариса Санарова говорит, что в регионе работы «Геленджик-Банка» конкуренция исходит от крупных коммерческих банков, которые выдают скоринговые кредиты физическим лицам, не требуя от клиентов подтверждения доходов, залога, поручителей. «Процентные ставки по таким кредитам очень высоки, и понятно, что добросовестные клиенты платят за тех, кто сознательно не возвращает кредиты. Думаю, крупные банки будут продолжать вытеснение средних и небольших региональных банков, как в розничном, так и корпоративном направлении», — прогнозирует
Но большинство банкиров не разделяют такого пессимизма, упирая на то, что региональным банкам доступно то, с чем крупные конкуренты не справляются, — индивидуальный подход, а, стало быть, формирование более качественного портфеля. Григорий Жуков поясняет, что политика государства однозначно направлена на уменьшение количества банков в России, однако конкуренция на банковском рынке просто необходима: «Я считаю, что крупный региональный банк может успешно конкурировать с «государственными» банками за счёт мобильности, гибкости, индивидуального подхода к клиентам и лучшего знания локальных рынков. Это подтверждают российские и международные рейтинги. Мы свои позиции сдавать не намерены».
Может ли сверхдинамичное развитие розницы повлечь за собой увеличение риска дефолта в банковской системе региона при неблагоприятной макроэкономической конъюнктуре? насколько вероятен такой сценарий?
Олег Зотин, директор филиала «Краснодарский» Уральского банка реконструкции и развития:
— Принято считать, что сейчас идёт сверхдинамичное развитие розничных портфелей банков. Правда, при этом стоит оглянуться на два показателя: падение приростов в 2008—2009 годах и процент розничных кредитов от ВВП. Судя по этим показателям, нам ещё расти и расти в розничных портфелях. Тем более, что сейчас заёмщиками становятся новые для банков категории населения (военные, учителя, врачи). Мы, кстати, рады пригласить военных с предложением им очень выгодных кредитных условий.
Риск дефолта значительно зависит от модели рисков, принятой банком. Ряд банков живёт по схеме «выдавай всем, лишь бы рос портфель». Мы строго соблюдаем принятую модель рисков и выбранные сегменты заёмщиков, чтобы уровень риска оставался в плановых границах. В случае реализации одного из пессимистичных вариантов развития экономики, особенно при падении цены на нефть, мы ожидаем, что уровень платежей населения снизится, но, как показал опыт 2008 года, наша модель рисков позволяет сохранить необходимый уровень платежей для обслуживания портфеля. Поэтому мы с уверенностью смотрим на развитие розничного кредитования.
Мария Помельникова, макроаналитик, управление корпоративного финансирования и инвестиционно-банковских операций ЗАО «Райффайзенбанк»:
— Опережающие темпы роста кредитования в России, на наш взгляд, создают риски в большей степени в корпоративном сегменте, нежели в рознице. Рост кредитования населения, несмотря на высокие темпы, достаточно сбалансирован, учитывая, с одной стороны, достаточный рост реальных доходов, с другой стороны — стабильный прирост депозитов физлиц. При этом в Южном федеральном округе доля розничного кредитования в общем объёме выданных кредитов относительно ниже аналогичного показателя в других крупных регионах, что также существенно снижает риски для банковской системы в целом. В случае развития кризисных явлений и ухудшения внешней конъюнктуры основной урон, как мы полагаем, будет нанесён корпоративному сектору, в то время как воздействие на розницу, скорее всего, окажется вторичным и проявится с некоторым запозданием.
Татьяна Кабан, управляющий операционным офисом «Ставропольская 98» банка «СтройКредит» (Краснодар):
— Сейчас многие говорят о том, что рост потребительского кредитования может привести к дефолту банковской системы. На мой взгляд, эти опасения сильно преувеличены. Во-первых, практически все банки серьёзно относятся к оценке кредитоспособности заемщиков. Возможно,
Арина БАРСУКОВА, Людмила ШАПОВАЛОВА
Таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.