Факторинг помогает малому и среднему бизнесу решить проблему дефицита оборотных средств, а также повышает платежную дисциплину дебиторов.
В текущем году оборот факторинга в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ) составит более 35% от общего его объема — то есть порядка 460 млрд рублей. Такую цифру приводит директор департамента факторинга банка «Петрокоммерц» Александр Морозов. По его словам, к концу этого года количество компаний МСБ, заключивших договора факторинга, превысит 5,5 тыс. «В основном это оптовая торговля, — уточняет Александр Морозов. — Почему? Потому что в нашей стране заниматься собственным производством до сих пор гораздо сложнее, чем торговать. Сектор, связанный с оказанием услуг, в силу действующих специфических правил делового оборота пока с трудом «поддается» факторингу».
Генеральный директор факторинговой компании «Политекс», председатель совета партнерства Федерации факторинговых компаний Владимир Емельянов подтверждает, что факторинг в России развивается пока в ограниченном круге отраслей.
«Среди наших клиентов продавцы и производители продуктов питания, упаковочных материалов, бытовой техники, строительных товаров», — рассказывает начальник отдела факторинга банка «Возрождение» Марина Герасимова. Особенностью перечисленных отраслей МСБ является то, что отгрузка продукции в большинстве случаев происходит на условиях отсрочки платежа, и компании активно предоставляют товарные кредиты, тем самым создавая почву для возможности работы по факторингу.
«Российские предприниматели уже давно оценили многие преимущества факторинга, главным из которых является отсутствие залога, — рассказывает генеральный директор Русской факторинговой компании Елена Гладких. — Также факторинг способствует налаживанию эффективных взаимоотношений поставщика и покупателя. С факторингом предприятие может предоставлять выгодные условия платежа своим покупателям, не ощущая при этом недостатка собственных оборотных средств». Кроме того, факторинг способствует снижению рисков, так как помимо финансирования услуга включает в себя качественную проверку дебиторов клиента.
По словам начальника отдела развития факторинга Московского кредитного банка Максима Микульшина, на рынке сейчас существует целый набор продуктов, позволяющий предприятиям МСБ использовать факторинг в коммерческих целях. Эти продукты постоянно развиваются, в рамках обслуживания предлагаются более современные решения, отвечающие требованиям быстро меняющейся рыночной конъюнктуры. Такие продукты не только покрывают потребности компаний в получении финансирования, но и часто помогают получить отсрочку платежа у поставщиков.
«Факторинг — удобный инструмент пополнения оборотных средств, так как, с одной стороны, он не требует залога, с другой — имеет бессрочные договорные отношения, — отмечает Марина Герасимова. — Это избавляет клиентов от необходимости перекредитовки. Кроме того, факторинговое финансирование клиент может использовать без ограничений — на любые цели». Также факторинг не требует поддержания высоких оборотов по расчетному счету. «Обычно при кредитовании необходимо ежемесячно проводить по счету оборот, равный размеру кредита, при беззалоговом овердрафте — трем лимитам овердрафта, — приводит пример эксперт. — А в факторинге при среднем сроке финансирования, равном 60 дням, дебиторы ежемесячно оплачивают банку всего половину лимита; при сроке финансирования, равном 90 дням, — одну треть и так далее. Выгодное отношение лимита к оборотам очевидно».
Однако факторинг — это не просто беззалоговый и бессрочный инструмент пополнения оборотных средств. Это услуга «три в одном», так как факторинг — это еще и инструмент управления рисками и дебиторской задолженностью.
Александр Морозов среди причин, оказывающих влияние на выбор представителями МСБ факторинга, называет доступность такого финансирования (даже компании с не очень хорошим текущим финансовым состоянием могут рассчитывать на финансирование под уступку качественной дебиторской задолженности) и дополнительный сервис. «Не стоит забывать, что факторинг довольно серьезно отличается от кредитования, — поясняет он. — Помимо финансирования МСБ получает возможность воспользоваться целым набором услуг — от административного управления дебиторской задолженностью до покрытия кредитных рисков, связанных с предоставлением отсрочки платежа».
«Отсутствие ликвидных залогов существенно снижает шансы предприятий МСБ на получение кредитных продуктов, — продолжает тему преимуществ факторинга Максим Микульшин. — Даже если предприятию одобрят заявку, сумма кредитного лимита зачастую не соответствует первоначальным потребностям предприятия на заемные средства. При использовании факторинга компания получает финансирование, которое ограничено только объемами реальных продаж. К тому же факторинг удобен с точки зрения текущего обслуживания, а с развитием электронных форм финансирования требует меньше затрат». Факторинг имеет, по словам эксперта, и дополнительные преимущества — например, в большинстве случаев комиссия взимается из платежей, поступающих от дебиторов, фактор берет на себя сопровождение и управление дебиторской задолженностью, проводит оценку дебиторов.
Свое мнение на этот счет у Владимира Емельянова: «Для представителей МСБ помимо стоимости факторинговых услуг очень важна сама готовность фактора принять их на обслуживание. Ведь многие факторы устанавливают заградительные для МСБ минимальные требования к обороту и объему лимита. У ряда факторов нижняя планка объема финансирования в месяц установлена в размере 5—10 млн рублей, а иногда даже выше — более 100 млн рублей». Кроме того, компании МСБ часто не обладают отличными финансовыми показателями, и не у всех факторов они проходят отбор по критериям финансового анализа. Особенно это, по его словам, относится к банкам-факторам, у которых требования к клиентам более высокие, чем у специализированных факторинговых компаний. «У каждого фактора доля МСБ отличается и зависит от специализации и профиля обслуживаемых клиентов, — отмечает Максим Микульшин. — Есть факторы, работающие только с предприятиями МСБ и, конечно, здесь доля МСБ доходит до 100%».
Различные банки и факторинговые компании по-разному выстраивают свою работу с предприятиями МСБ. «Факторинг — это сложноструктурируемая сделка, где подход к рискам не вписывается в абстрактную оценочную модель, — объясняет Марина Герасимова. — Поэтому мы по-прежнему применяем в факторинге индивидуальный подход к клиентам вне зависимости от сегмента. И именно индивидуальный учет всех аспектов бизнеса наших клиентов в сочетании с открытостью и быстрым принятием решения позволяет нашим услугам оставаться конкурентными». Так, например, при первичном рассмотрении заявки банк «Возрождение» запрашивает минимальный комплект документов, которые клиенты присылают по электронной почте. Экспресс-анализ длится до трех дней, после чего клиент получает предварительное предложение в разрезе дебиторов с указанием лимитов и ставок. «Такой подход экономит и наше время, и время клиента: на стадии экспресс-анализа отсекаются неподходящие дебиторы (и вместе с ними неоправданные ожидания клиента), и одновременно с этим сразу обозначаются реальные возможности и условия факторинга, — объясняет Марина Герасимова. — Если клиента все устраивает, он оформляет заявку».
«Факторы, которые планируют активно работать с МСБ, должны в первую очередь адаптировать свою продуктовую линейку к потребностям клиентов такого типа», — рассказывает Владимир Емельянов. Для этого он рекомендует установить приемлемые для МСБ минимальные требования к клиенту и объему уступаемой дебиторской задолженности и критерии финансового анализа, а также предусмотреть возможности дополнительного обеспечения по таким сделкам в случаях, когда финансовое положение клиента недостаточно надежно (например, личное поручительство собственника).
В целом же Владимир Емельянов уверен, что доля клиентов — компаний МСБ на рынке факторинга в ближайшие годы будет только расти: «Мы уже видим активный рост спроса на факторинг во многих регионах, и эта тенденция будет сохраняться, поскольку в регионах в сегменте МСБ очень ограниченный выбор возможностей финансирования». Ожидает он и увеличения интереса компаний МСБ к остальным видам факторинга, помимо классического, — к международному и реверсивному.
Согласна с тем, что МСБ обладает большим потенциалом к росту и дальнейшему развитию в сфере факторинга, и Елена Гладких: «Спрос на факторинговые услуги в сегменте МСБ будет продолжать расти во многом благодаря региональному развитию. Малые и средние предприниматели активно разворачивают свой бизнес в регионах, ищут новые рынки сбыта для своей продукции, а значит, и новые возможности дополнительного финансирования».
Андрей МОСКАЛЕНКО