Меняется ли облик России в глазах иностранных инвесторов, сколько будет продолжаться отток капитала и влияет ли российская политика на иностранных инвесторов? Эти вопросы Slon задал Алексею Погорелову, экономисту управления по торговле ценными бумагами и иными финансовыми инструментами Credit Suisse.
— Какие настроения царят среди иностранных инвесторов по отношению к России?
— Настроения инвесторов в долговые инструменты относительно России значительно улучшились. Есть несколько ключевых моментов, вызвавших прилив оптимизма. Первое — либерализация рынка ОФЗ. Это на самом деле большой шаг, который увеличит число участников на этом поле. Второй момент — переход к плавающему курсу и инфляционному таргетированию. Это именно та модель, которая хорошо понятна и знакома любому портфельному управляющему. Действия ЦБ и реакция экономики становятся более предсказуемыми. Если говорить о привлекательности российского рубля, то здесь инвесторы обращают свое внимание на высокие ставки (особенно относительно развитых стран), — это третий момент. Несмотря на всю волатильность, рубль является привлекательной валютой. А решение ЦБ неожиданно поднять ставки в сентябре повышает авторитет Центробанка в глазах инвесторов. Это сигнал к тому, что у регулятора есть определенная политика, четкое понимание, что они делают. Сентябрьское решение показывает, что ЦБ не на словах, а на деле осуществляет переход к таргетированной инфляции. На вопрос «При какой процентной ставке вы готовы оставить здесь деньги и положить деньги на депозит?» каждый отвечает по-разному. Обязательно есть такая ставка, при которой каждый готов принять политические риски и смириться с другими недостатками нашей экономики (судебная система, права собственности, инфраструктура и прочее). В какой-то момент доходность рублевых депозитов позволит компенсировать многочисленные риски, присущие российской экономике. У каждого актива есть своя цена, при которой альтернативные варианты инвестирования оказываются экономически невыгодными.
Кроме прочего, найдите мне другую крупную страну, где уровень роста ВВП находится у потенциального уровня, внешний долг небольшой и есть значительные валютные резервы. Если сравнивать с другими странами, то мы выглядим достаточно привлекательно.
— А отчего тогда у нас отток капитала? И каков он, кстати, будет к концу года?
— Большая часть оттока капитала, по нашему мнению, связана с тем, что в российской экономике идет процесс deleveraging — корпоративный сектор предпочитает хеджировать или же погашать внешний долг, который был накоплен в период, когда рубль был привязан к доллару и имел ограниченную волатильность, когда все риски страховал Банк России за счет интервенций. Сейчас ситуация поменялась: колебания курса в пределах семи рублей могут оказать большое влияние на доходы компании, валютные риски надо хеджировать. И вот это хеджирование, когда накоплены валютные долги, и есть фактически отток капитала. Чтобы убрать этот навес внешнего долга с корпоративного сектора, должно пройти какое-то время, по нашим прогнозам, 3—4 года.
Четвертый квартал никогда не был благоприятным для рубля с точки зрения платежного баланса. Как правило, к концу года наблюдается повышенный спрос на иностранную валюту. Это связано с несколькими техническими моментами: многие портфельные управляющие закрывают свои рублевые позиции, на декабрь приходится пик погашения внешних долгов, импорт растет к концу года и т. д.
— Закручивание гаек в политической и социальной сфере не отталкивает инвесторов?
— Политика не всегда оказывает определяющее влияние на поведение инвесторов. Конечно же, все сферы взаимосвязаны, но для инвестора, имеющего возможность вкладывать в ОФЗ, по-большому счету все равно, что творится в российской политике, до тех пор пока это не угрожает его инвестициям. Если он видит привлекательные (с точки зрения цифр) возможности для зарабатывания денег, политика его не остановит. Политика здесь важна, но в другом. Инвестора интересует, как быстро будут расти расходы бюджета, как быстро будут расти зарплаты госсектора и будут ли они соответствовать росту производительности труда, что будет с пенсионной системой, то есть все то, что может оказать влияние на долговой рынок, на валюту. Если будет принят бюджет в том виде, в котором он был представлен, и начата либерализация ОФЗ, то думаю, что в следующем году Россия сможет рассчитывать на благосклонность со стороны рейтинговых агентств. Ведь обсуждаемое сейчас бюджетное правило — это огромный шаг вперед. Фактически данное правило исключает процедуру пересмотра бюджета в течение года четыре раза только
Беседовала Екатерина МЕТЕЛИЦА