Группа ВТБ заплатит за вход на рынок кредитования в торговых сетях (POS-кредитования) 5 млрд руб. Сумма сопоставима с затратами Сбербанка, который инвестировал в приобретение 70% банка «БНП Париба Восток», работающего под брендом Cetelem, аналогичную сумму. Однако если Cetelem уже имеет долю рынка в POS-кредитовании 4,5%, то Лето-банку группы ВТБ придется начинать с нуля, что заметно отодвигает его от достижения заветной для обоих госбанков цели — 25-процентной доли этого рынка, отмечают эксперты.
Вчера группа ВТБ официально объявила о запуске проекта «легкого банка» — Лето-банка. Лето-банк — новое название Бежица-банка, который группа ВТБ получила вместе с Банком Москвы. По словам главы группы ВТБ Андрея Костина, название «Лето-банк» было выбрано потому, что «лето — это тот период времени, жизни, который ассоциируется с хорошим, радужным, с солнцем, отдыхом, морем». Банк будет предлагать населению кредиты в торговых точках, кредиты наличными и кредитные карты, а также переводы и платежи. В развитие Лето-банка розничная «дочка» группы ВТБ — ВТБ 24 — готова инвестировать 5 млрд руб. в течение трех лет. Как пояснил предправления Лето-банка Дмитрий Руденко, часть этих средств пойдет на увеличение капитала банка — по данным рэнкинга «Интерфакс», на 1 июля он составлял 718 млн руб. Господин Руденко не уточнил, насколько планируется увеличить капитал Лето-банка.
Инвестиции группы ВТБ в Лето-банк сравнимы с затратами Сбербанка, который за вход на рынок кредитования в торговых сетях заплатил 5,1 млрд руб. За эти деньги Сбербанк купил 70% уже работающего на этом рынке под брендом Cetelem банка «БНП Париба Восток» с капиталом 6,4 млрд руб. (см. «Ъ» от 6 сентября). Cetelem имеет долю рынка кредитования в торговых сетях около 4,5% и присутствует в федеральных сетях, таких как Media Markt, «М. Видео» и др. Лето-банк — новичок на этом рынке. По словам Дмитрия Руденко, пока банк работает только в небольших региональных сетях в Рязани, Калуге и Владимире. Экспресс-кредиты Лето-банк начал выдавать в августе, и сейчас его кредитный портфель составляет порядка 7 млн руб.
Между тем планы госбанков аналогичны: за несколько лет завоевать по 20—25% доли рынка POS-кредитования. По словам господина Руденко, получить свою долю рынку банк планирует за счет креативных продуктов. «По ряду кредитов клиент сможет вернуть до 2/3 ставки банка в случае, если он аккуратно погашает взятый кредит,— говорит он.— Это будет своеобразный кэшбэк для добросовестных клиентов».
По мнению экспертов, завоевать четверть рынка только за счет креативных ходов Лето-банку будет непросто. «Завоевание доли рынка 25% в POS-кредитовании — амбициозная цель. Главными здесь будут не столько инвестиции в проект, сколько отлаженные процессы, позволяющие обеспечить высокую скорость принятия решений,— считает предправления банка «Ренессанс Кредит» Алексей Левченко.— Сегодня банки не снижают для добросовестных заемщиков ставки по уже обслуживаемым POS-кредитам. Учитывая небольшой срок таких кредитов (в среднем около восьми месяцев) и то, что для снижения ставки заемщику надо хотя бы несколько месяцев демонстрировать высокую платежную дисциплину, воспользоваться низкой ставкой он практически не успеет». По словам зампреда правления ХКФ-банка Владимира Гасяка, у Сбербанка есть преимущества перед ВТБ на рынке кредитования в торговых сетях. «Cetelem имеет отлаженную скоринговую систему (система оценки рисков и принятия решений о выдаче кредита.— «Ъ»),— говорит господин Гасяк.— Для того чтобы научиться работать на этом рынке, Лето-банку придется наработать собственную базу заемщиков и на основе их поведения сформировать свой скоринг». На это уйдет около года, в течение которого банк будет нести повышенные риски, продолжает Владимир Гасяк.
Александра БАЯЗИТОВА