С 2013 года мы будем жить по новым правилам. Россия ратифицировала протокол со Швейцарией, и теперь налоги по операциям между нашими странами будут исчисляться иначе, но все так же со швейцарской точностью. Посмотрим, в каких ситуациях российскому бизнесу будет выгодно использовать Швейцарию, исходя из новых правил, а в каких — нет.
В стандартной ситуации Россия взимает 15-процентный налог при выплате процентов иностранному кредитору. Ставка может снижаться или обнуляться в зависимости от условий соглашения при его наличии. В старой редакции договора со Швейцарией он составлял 10%. Но с 2013 года Швейцария пополнит список стран, в которые проценты будут уходить из России без налога. Таким образом, теперь можно рассмотреть Швейцарию при выборе места для регистрации финансовой компании. Кстати, в соответствии с внутренними правилами государства такая финансовая компания может применять льготный режим налогообложения.
Продажа недвижимого имущества и движимого имущества постоянного представительства облагается налогом на прибыль в России, а продажа иных видов имущества, например акций, сейчас налогом не облагается. С 2013 года продажа акций компании, больше половины активов которой состоит из недвижимости в России, будет облагаться в этой стране по ставке 20%. Поэтому варианты, когда вместо продажи недвижимости продается компания, владеющая этой недвижимостью, перестанут быть налоговой лазейкой (речь идет о выплате дохода в Швейцарию).
У нового правила есть свои исключения. При продаже котируемых акций или акций компаний, использующих это недвижимое имущество как место ведения предпринимательской деятельности (например, акций компаний, владеющих заводом, а не офисным комплексом для сдачи в аренду), налог в России взиматься не будет. Освобождение от налога при продаже акций российской компании на иностранной бирже уже предусмотрено отечественным налоговым законодательством, а льгота по виду использования недвижимого имущества — это нововведение, и такого исключения нет в протоколах с Кипром и Люксембургом. Иными словами, швейцарскому холдингу будет проще продать компанию, владеющую заводом в России, чем тому же кипрскому.
С точки зрения НДС продажа акций, а не недвижимости в любом случае остается выгодной. Если швейцарская компания продаст недвижимость в России отечественной компании, здесь же будет удержан НДС при выплате за рубеж. При этом продажа акций не облагается НДС в принципе.
Налоговое законодательство Швейцарии позволяет добиться налогообложения маржи трейдеров этой страны по ставке, которая значительно ниже 20-процентной ставки налога на прибыль в России. Поэтому торговые структуры с использованием Швейцарии, очевидно, будут оставаться под прицелом российских налоговых органов. С 2013 года к инструментам контроля отечественных налоговых органов добавилась возможность обмена информацией со швейцарскими коллегами. Эта уступка не является революционной для Швейцарии. Схожие положения государство уже согласовало с рядом сторон (в том числе с Германией, США, Великобританией, Японией, Нидерландами, Польшей, Данией, Австрией, Сингапуром, Францией и др.), демонстрируя свою готовность стать прозрачной. Важно, что обмен информацией будет включать в том числе и банковские данные, запрашиваемые российскими налоговыми органами.
Следует учесть, что качество этой информации будет во многом зависеть и от качества запроса. В нем, например, нужно будет указать название и адрес лица, которое, предположительно, может обладать запрашиваемыми данными (например, конкретный банк или финансовое учреждение). Кроме того, налоговые органы обеих стран оставляют за собой право не предоставлять информацию, которая раскрывала бы торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну либо торговый процесс или предоставление которых противоречило бы публичному порядку (ordre public). Обмен информацией в отношении периодов до 2013 года также будет невозможен.
В целом мы ожидаем, что российские налоговые органы будут активно пользоваться появившимся у них инструментом для проверки трансфертных цен по операциям между отечественными и швейцарскими компаниями, а также для оспаривания структур с низким уровнем присутствия в Швейцарии и управляющихся из России.
Соглашение дополнено статьей о противодействии подставным или кондуитными схемам. Суть поправок в том, что если компании использовали фирму-прослойку в Швейцарии исключительно для получения льгот по соглашению, то использование этих льгот может быть признано незаконным. Например, если российская компания уплатила проценты в Швейцарию, не удержав налог, а швейцарский заимодавец сразу же перечислил весь или почти весь доход другому лицу, с государством налогового резидентства которого у РФ нет соглашения (и, соответственно, при выплате процентов напрямую из РФ надо было бы удержать налог в РФ по ставке 15%), применение нулевой ставки налога в РФ станет незаконным.
Суровость данных правил смягчается практическими трудностями, с которыми столкнутся налоговые органы при сборе конкретных доказательств. Однако статья «Обмен информацией» может дать российским налоговым органам необходимый инструментарий для сбора таких доказательств.
Итак, с 2013 года мы будем жить по новым правилам, в которых
Наталья КУЗНЕЦОВА, налоговый партнер PwC, Валерия ЕФРЕМОВА, старший налоговый менеджер PwC