Промсвязьбанк вчера объявил о начале очередного этапа публичного размещения акций — книга заявок открыта на Московской бирже. В целом сбор заявок продолжается уже неделю и завершится в понедельник. По словам участников рынка, многих инвесторов настораживает низкая оценка, данная банку его владельцами, и потенциально низкая ликвидность бумаги. Впрочем, по сведениям «Ъ», одна крупная заявка уже сделана, и это фактически обеспечило подписку.
Промсвязьбанк продолжает road show своего IPO, о котором банк официально заявил в сентябре. Вчера представители банка и организаторы размещения объявили об открытии книги заявок на Московской бирже. Впрочем, президент Промсвязьбанка Артем Констандян отметил, что в основном спрос на бумаги банка сформирован крупными институциональными иностранными инвесторами. «Сложно ожидать, что российский спрос будет превалирующим»,— заявил господин Костандян.
К первичному размещению предлагается примерно 20% акций Промсвязьбанка из пакета Promsvyaz Capital B. V. братьев Ананьевых (владеют 88,3% акций банка). Размещение акций пройдет на Московской бирже, за рубежом будут размещаться депозитарные расписки (GDR). Затем по закрытой подписке в пользу существующих акционеров будет проведена допэмиссия. Миноритарный акционер — ЕБРР (владеет 11,75% акций) — сохранит свою долю путем конвертации в акции банка субординированного кредита, предоставленного в декабре прошлого года. Организаторами размещения выступают HSBC, J. P. Morgan и «Ренессанс Капитал».
Федеральная служба по финансовым рынкам России в начале октября разрешила Промсвязьбанку разместить или организовать обращение за пределами РФ до 25% акций. Как заявили вчера представители организаторов, за рубежом теоретически может быть размещен весь объем IPO.
Книгу заявок банк открыл неделю назад (см «Ъ» от 4 октября), объявив ценовой диапазон размещения $10—12 за GDR и $13,33—16 за акцию (планируемый объем привлечения — $345—414 млн). Аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Виктория Вальтер заявила, что по стоимостному показателю бумаги в рамках предстоящего IPO Промсвязьбанка соответствуют нынешним рыночным реалиям.
Впрочем, опрошенные «Ъ» вчера в течение дня участники рынка характеризовали текущий спрос на бумаги как вялый. «Российские клиенты не очень заинтересованы в инвестициях в этого эмитента, поскольку он непонятен и на рынке есть более прозрачные варианты в виде Сбербанка»,— заявил представитель одной из крупнейших управляющих компаний. Кроме того, инвесторов, как российских, так иностранных, отпугивало то, что при размещении весь банк оценен ниже одного капитала (0,79—0,95 капитала), что случается на российском рынке впервые. «То, что владельцы банка продают свои акции с таким коэффициентом, говорит либо о проблемах внутри банка, либо о действительно острой нехватке капитала, что ограничивает рост бизнеса банка»,— говорит один из управляющих. Норматив достаточности капитала Н1 Промсвязьбанка на 1 сентября составлял всего 10,72% (при минимально необходимых 10%), что является самым низким показателем среди 20 крупнейших российских банков. «В банке объясняют желание выхода на рынок планами агрессивной экспансии,— говорит управляющий партнер Spectrum partners Максим Кузин.— Лучшей мотивации для инвесторов не найти, однако сегодня инвесторы предпочитают замечать риски, а не возможности».
Напрашивающееся сравнение бумаг Промсвязьбанка и Номос-банка, уходящего с биржи в связи с выкупом его акций ФК «Открытие», также не способствовало росту спроса. «Постоянные аналогии с Номос-банком неизбежно ведут к опасениям по поводу ликвидности нового инструмента,— говорит господин Кузин,— ведь расписки Номос-банка были неликвидны». Вчера господин Костандян подчеркнул, что размещение Промсвязьбанка не связано с планами Номос-банка по уходу с биржи. Однако, по словам господина Кузина, опасение низкой ликвидности бумаги удерживает от активного участия в IPO Промсвязьбанка спекулянтов так же, как долгосрочных инвесторов — недостаточная прозрачность бизнеса банка.
Вчера вечером источник, знакомый с ходом размещения, сообщил, что книга заявок полностью подписана благодаря заявке одного крупного инвестора. «Он выставил условие своего участия — либо ему реализуют заявку в полном объеме, либо он не учувствует вообще»,— рассказал собеседник «Ъ». Вчера днем на пресс-брифинге на Московской бирже господин Констандян заявил, что банк не планирует специально привлекать якорных инвесторов. «Нет смысла проводить IPO, чтобы продать акции нескольким крупным участникам»,— говорил он. «Для того чтобы снизить зависимость от якорного инвестора, организаторы размещения продолжают активно привлекать инвесторов на рынке»,— полагает собеседник «Ъ».
Петр РУДЕНКО, Виталий ГАЙДАЕВ