Совет финансового рынка формирует свои предложения по реформе финансового надзора в РФ — идее передачи в Банк России части надзорных полномочий ФСФР и создания в ЦБ мегарегулятора. Представители рынков готовы защищать себя от распространения под флагом консолидации госрегулирования особенностей банковского надзора на весь финансовый рынок.
Вчера в здании объединенной биржи РТС-ММВБ состоялось заседание Совета финансового рынка, на котором участники обсуждали вопрос грядущего реформирования системы органов регулирования и надзора. До этого участники собирались в пятницу, 5 октября, с той же целью. Вчера же представители союзов и объединений финансового рынка договорились о принципах, которые лягут в резолюцию совета, после чего документ станет общедоступным и будет направлен в органы власти. По сути, это станет официальной позицией совета, оппозиционной известным сейчас планам правительства по объединению финансового надзора на базе ЦБ. Напомним, по мнению первого вице-премьера Игоря Шувалова, решения, готовящие создание мегарегулятора, должны быть приняты в течение 2013 года.
Совет финансового рынка создан 25 мая 2012 года руководителями профессиональных некоммерческих объединений участников российского финансового рынка. В состав совета входят НП «Национальная лига управляющих», саморегулируемая организация «Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов»», Национальное партнерство участников микрофинансового рынка, Некоммерческое партнерство развития финансового рынка РТС, Всероссийский союз страховщиков, саморегулируемая (некоммерческая) организация «Национальная ассоциация участников фондового рынка», саморегулируемая организация «Национальная фондовая ассоциация», Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев.
На заседание пришел Алексей Саватюгин, который уточнил, что присутствует на мероприятии в статусе профессора Высшей школы экономики, и явно имея в виду, что не участвует в совещании совета ни в качестве заместителя министра финансов, ни в качестве одного из идеологов проекта мегарегулятора и ни в качестве одного из возможных кандидатов в топ-менеджмент будущего «большого ЦБ». Господин Саватюгин поинтересовался, зачем, собственно, собрались участники собрания. Вопрос был воспринят как удачная шутка, после чего господин Саватюгин остался на все время мероприятия, но выступать на нем не стал и вообще не проронил ни слова.
Как заявил «Ъ» президент Некоммерческого партнерства развития финансового рынка РТС Роман Горюнов, «мне мероприятие понравилось: участники продемонстрировали единство в вопросах того, что совершенство регулирования на рынке является серьезной темой и требует вдумчивого подхода. Надо задуматься о системе регулирования в принципе и только потом думать о распределении функций между органами». По его словам, в скором времени резолюция будет вывешена на сайтах организаций-участников и направлена заинтересованным органам.
«Ъ» удалось ознакомиться с основными принципами резолюции уже сейчас. Рабочие материалы совета, имеющиеся в распоряжении «Ъ», демонстрируют, что по крайней мере на этом этапе у совета нет прямого намерения лоббировать торможение проекта мегарегулятора: идея совета заключается в том, что просматривающийся сейчас сценарий передачи полномочий ФСФР в Банк России рынком считается неприемлемым с точки зрения рисков резкого ужесточения госрегулирования финансовой сферы.
В первую очередь совет не скрывает, что рассматривает возможность призвать входящие в него организации создать единое мнение по вопросу реформы надзора — очевидно, дополняющее правительственные разработки и оппонирующее им, предположительно — учитывающееся при разработке концепции. Совет обсуждает идею предложения правительству и ЦБ «хартии» с общественными организаторами по вопросу реформы. В рамках проекта совет будет отстаивать идею закрепления роли финансовых СРО в будущем регулировании рынка. Еще одна инициатива, сейчас в Белом доме не поддерживающаяся,— объединение в едином органе (на деле — в «большом ЦБ») нормотворческих функций, по крайней мере для некредитных финансовых организаций, и единого пруденциального надзора за финансовыми конгломератами. По существу будущее требование совета — создание мегарегулятора в «промежуточных» вариантах — недопустимо: идея метанадзора, неявно закладываемая в его функции, должна быть реализована полноценно. Или же от ее реализации следует временно отказаться: компромиссные варианты будет оплачивать финансовый рынок своими потерями.
Ключевое предполагаемое разногласие совета с разработчиками проекта мегарегулятора в ЦБ и ФСФР выражается в следующей цитате из рабочих материалов: «Миссия «нового» регулятора — развитие рынка, а не надзор за ним». Создание мегарегулятора на базе ЦБ предсказуемо не нравится финансистам именно
Дмитрий БУТРИН, Татьяна ГРИШИНА