Тверской суд Москвы поместил под домашний арест 52-летнего уроженца Абхазии Сергея Салию, обвиняемого в совершении мошенничества в особо крупном размере. По данным следствия, он завладевал квартирами москвичей, передаваемыми ему в качестве залога для получения банковского кредита. Адвокаты обвиняемого утверждают, что уголовное дело инспирировано недобросовестными заемщиками.
Из материалов дела, представленных в Тверской суд, следует, что уголовное дело по факту мошенничества было возбуждено в мае 2012 года. Основанием для этого послужило заявление москвича Евгения Романова. В 2009 году он получил в московском филиале КБ «Смоленский банк» кредит под залог собственной квартиры. Переговоры с банком в качестве посредника взялся вести Сергей Салия. Однако позже господин Романов узнал, что по документам о предоставления кредита он якобы фактически продал господину Салии свое жилье. Заявитель утверждал, что ему при оформлении кредита не дали ознакомиться со всем пакетом документов, так как бумаги оформлялись ближе к вечеру, незадолго до окончания рабочего дня. В этой спешке, сообщал господин Романов, он подписывал бумаги, не особо вчитываясь в их содержание. Таким образом, утверждает заявитель, и был подписан договор купли-продажи жилья на имя Сергея Салии, с чем заемщик категорически не согласен (тем более что кредит составлял лишь 40% от стоимости квартиры).
Следствие считает, что при участии Сергея Салии было подписано более сотни подобных кредитных договоров, по которым заемщики еще до получения денег лишались жилплощади. В результате 3 сентября Главным следственным управлением ГУ МВД РФ по Москве совместно с УЭБиПК московской полиции были проведены обыски в офисах КБ «Смоленский банк» и ряде других коммерческих организаций. А через пару дней Тверской суд санкционировал арест Сергея Салии, которому предъявили обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).
Адвокаты обвиняемого оспорили это решение в Мосгорсуде. Тот отменил постановление райсуда об аресте и вернул ходатайство следствия об избрании Сергею Салии меры пресечения на новое рассмотрение.
В ходе него прокуратура (как и ранее в Мосгорсуде) выступила против содержания Сергея Салии под арестом на том основании, что в его действиях нет состава преступления. Представитель прокуратуры утверждал, что подсудимый действовал в рамках гражданско-правовых отношений: по его мнению, кредитный договор оформлялся несколько дней и у заемщика была возможность изучить содержимое документов. Кстати, из них, отмечал прокурор, следует, что в качестве залога банк принимал не квартиру, а собственный вексель (на сумму стоимости жилья), которым предприниматель Салия расплатился с заемщиком Романовым после заключения договора купли-продажи. Этот же вексель был позже принят банком в качестве залогового имущества при заключении кредитного договора.
Защита была солидарна с прокурором. Адвокат Салии Елена Мартемьянова предлагала заменить ее подзащитному содержание под стражей на иную меру пресечения, не связанную с арестом. В итоге суд назначил Сергею Салии домашний арест.
В свою очередь, председатель совета директоров московского филиала КБ «Смоленский банк» Павел Шитов заявил, что, по его мнению, в данном случае речь идет о недобросовестном заемщике, который, не желая возвращать банковский долг, добивается неправомерного возвращения залогового имущества. «Этот Евгений Романов после получения кредита, буквально на следующий день, пришел к нам и заявил, что деньги у него украл партнер, поэтому вернуть кредит он не может, но требует, чтобы мы отдали его квартиру,— рассказал «Ъ» господин Шитов.— В противном случае грозил испортить нашу репутацию, обратившись к президенту, в Генпрокуратуру, а также еще в 70 адресов, заодно организовав против нашего банка антирекламную кампанию в интернете». При этом банкир считает выдачу кредита под залог векселя, полученного заемщиком в счет проданного жилья, вполне законной. Отметив, что подобная схема кредитования содержит серьезные риски для заемщиков, господин Шитов заявил, что в данном случае речь идет о нежелании расплачиваться по долгам. «У нас более 80% заемщиков, получивших кредит на подобных условиях, успешно расплатились и получили при предъявлении Сергею Салии залогового векселя свое жилье обратно,— рассказал «Ъ» Павел Шитов.— Но 20% людей, видимо почувствовав, что не способны расплатиться, решили погреть руки за счет банка».
Алексей СОКОВНИН