Инвестиционные банки уже сообщили о списании $43 млрд стоимости активов, связанных с высокорискованными ипотечными кредитами в США (subprime mortgage). Как ожидается, до конца года они спишут еще $25 млрд, отмечает во вчерашнем отчете Майк Мэйо, аналитик по финансовым компаниям Deutsche Bank. Оценка потерь в $60—70 млрд уже звучала из уст банкиров: на днях убытки банков, страховых компаний и управляющих активами в таком размере оценил J. P. Morgan Chase. По прогнозу Citigroup, 16 банков — крупнейших дилеров по долговым обязательствам, обеспеченным ипотечными кредитами, спишут $64 млрд.
$1—3 млрд могут составить выплаты по страхованию ответственности руководителей банков. Они будут ближе к верхней границе, считают в страховом брокере Marsh & McLennan. Акционеры Citigroup уже подали иск против банка, Чарльза Принса, топ-менеджеров и директоров.
Сама Citigroup неделю назад сообщила, что спишет еще $8—10 млрд в дополнение к $3,55 млрд, которые она списала в III квартале. После этого гендиректор Чарльз Принс подал в отставку.
Мэйо считает, что этим проблемы банков не ограничатся и общий объем списаний составит $100—130 млрд. Citigroup ранее заявила, что не сможет разрешить все проблемы, порожденные кризисом на ипотечном и кредитном рынках, до середины 2008 г.
Совокупные потери
Дефолт может быть объявлен по 30—40% высокорискованных кредитов, объем которых сейчас составляет $1,2 трлн, считают в Deutsche Bank. Это означает убытки в $150—250 млрд, отмечает Мэйо.
«Были расчеты, что совокупные убытки крупных банков от долгового кризиса в странах третьего мира в 1980-х гг. превысили их совокупные прибыли за предыдущее десятилетие, — пишет издатель инвестиционного бюллетеня Independent Investor Джонатан Дэйвис. — Как бы в этот раз ситуация не оказалась столь же плохой». В 2006 г. совокупная прибыль Citigroup, J. P. Morgan Chase, Merrill Lynch, Morgan Stanley, Goldman Sachs, Lehman Brothers, Bear Stearns, UBS, Credit Suisse, Deutsche Bank и HSBC составила $97,94 млрд.
«Банки всегда заигрывались, иногда вплоть до банкротства. Но когда речь идет о выживании, они эффективны до безжалостности. Сократят расходы и похудеют на период восстановления», — говорит Дэвид Фуллер, издатель инвестиционного бюллетеня Fullermoney. Правительства больше не допускают краха банковского сектора и центробанки рекапитализируют банки, снижая процентные ставки, отмечает он. Хотя порой власти позволяют обанкротиться мелким и средним финансовым институтам: «чтобы банкиры не забывали о последствиях».
Михаил ОВЕРЧЕНКО