Пару лет назад они были не более чем малозаметной статистикой. Но с тех пор, как профессор Мюнхенского университета Ганс-Вернер Синн обратил на них наше внимание, они стали одними из самых ожидаемых экономистами цифр для анализа состояния кризиса еврозоны: баланс TARGET2.
TARGET2 — трансъевропейская автоматизированная экспресс-система валовых расчетов в режиме реального времени. По существу, TARGET2 является системой, которой центральные банки еврозоны и ЕЦБ пользуются для расчетов между собой. Поэтому она может служить барометром денежных потоков и дисбалансов внутри стран — членов еврозоны и между ними. До того как еврокризис начался (в конце 2009 — начале 2010-го), баланс TARGET2 был примерно на нуле. Но по мере углубления и расширения еврокризиса неустойчивость внутри системы становилась все больше и больше: центральные банки стран Северной Европы стали нетто-кредиторами, а страны в кризисе — нетто-заемщиками. Как это произошло?
С начала кризиса страны периферии Европы испытали на себе ползучую банковскую панику. Люди боялись, что их страны могут покинуть еврозону и снова ввести национальные валюты, которые затем сильно обесценятся. Этот страх подталкивал их к закрытию депозитов и перекладыванию своих средств под матрасы, что подтверждается резким ростом продаж сейфов, или к размещению средств на депозитах в странах Северной Европы, где риск меньше.
Миграция депозитов из кризисных стран осушает денежный поток, который центральные банки затем компенсируют, используя TARGET2. В августе 2012-го четыре банка из стран Северной Европы ссудили системе больше 1 трлн евро, который почти полностью перешел к пяти странам, наиболее пострадавшим от кризиса (Греция, Ирландия, Португалия, Испания и Италия).
Цифры могут казаться абстрактными, так что давайте сравним их с численностью населения стран. Германия, одолжившая более 750 млрд евро, — краеугольный камень всей системы (баланс ее счета в TARGET и его впечатляющую динамику можно посмотреть здесь). Каждый немец одолжил более 9200 евро через систему TARGET2, хотя большинство из них, наверное, даже и не догадываются об этом. Голландия, второй по величине кредитор, одолжившая 130 млрд евро, показывает не менее впечатляющие цифры: 7700 евро на каждого голландца. Но наиболее красочную иллюстрацию представляет собой Люксембург: страна с населением в полмиллиона жителей одолжила системе более 124 млрд евро, то есть колоссальные 244 тысячи евро на каждого люксембуржца или почти по миллиону евро на семью из четырех человек.
Основные заемщики из TARGET2 — это Испания (434 млрд евро, 9200 на человека), Италия (290 млрд евро, 4700 на человека) и Греция (110 млрд, 10 тысяч на человека). А Ирландия с долгом в системе TARGET2 в размере 100 млрд должна более 21 тысячи евро на человека.
Все это доставляет не слишком большое беспокойство до тех пор, пока евро существует. Но если определенные страны все-таки выйдут из еврозоны, или, упаси бог, зона евро развалится совсем, тогда эти огромные цифры станут чистыми убытками центральных банков ссудивших их стран. Для такой страны, как Люксембург, это будет означать, что центробанку потребуется докапитализация в размере 124 млрд евро, которую он сможет финансировать либо за счет сбора этих средств среди налогоплательщиков, либо, что более вероятно, включив печатный станок.
Эти риски и трения между центробанками еврозоны объясняют настойчивые просьбы начать строить Европейский банковский союз: как в качестве всеевропейского гаранта для депозитов, так и в качестве всеевропейского надзорного органа.
Андреас ХЁФЕРТ