Свежая сводка Росстата о состоянии промышленности в сентябре в очередной раз оказалась хуже ожиданий рынка. На плаву показатели промпроизводства продолжает удерживать главным образом нефтянка, а точнее, высокие цены на нефть. С другой стороны, текущие нефтяные цены дополняют набор факторов, увеличивающих издержки компаний, сокращая ресурсы, необходимые для развития. За девять месяцев промышленность уже фактически подросла на ожидаемые Минэкономики 3%. Рассчитывать же на устойчивое ускорение ее роста в ближайшей перспективе в сложившейся ситуации вряд ли приходится.
Данные Росстата свидетельствуют о продолжающемся замедлении промышленного роста. В сентябре 2012 года в годовом выражении он потерял еще 0,1 процентного пункта (п. п.), сократившись до 2% при консенсус-прогнозе 2,3% и позитивных ожиданиях представителей отрасли, на которые указывали опережающие индикаторы (см. «Ъ» от 26 сентября). В разрезе отраслей рост в электроэнергетике и коммунальном секторе сократился до −0,9% после 1,5% в августе, в обработке — до 3,3% после 4,1% соответственно. Ускорение, подпитываемое высокими ценами на нефть, наблюдалось лишь в добыче, которая в годовом выражении ускорилась до 1,8% в сентябре по сравнению с 4,1% в августе. Единственным позитивным моментом промышленного сентября Дмитрий Полевой из ING Russia считает ускорение роста промпроизводства с учетом сезонности на 0,7% за сентябрь после такого же падения за август, по оценкам Росстата.
Между тем предварительные оценки ЦМАКП, учитывающие сезонность, фиксируют лишь 0,5% роста в сентябре. О годовой цифре сентябрьского роста промпроизводства Росстата в центре говорят как о неожиданном позитиве, отмечая, что в сентябре 2011 года было на два рабочих дня больше. «Со снятой сезонностью в сентябре должен быть рост, но механизм этого роста непонятен»,— признает Владимир Сальников из ЦМАКП, пытаясь в том числе найти оправдание позитиву опережающих промышленных индикаторов. Текущие расчеты центра демонстрируют, что после роста на 0,1% в первом и втором кварталах 2012 года с учетом сезонности в третьем квартале промышленность в общем не росла. В ЦМАКП лишь указывают, что некоторые инвестиционные сектора показывают слабую повышательную динамику, впрочем, все еще оставаясь ниже уровня, предшествующего кризису.
Об этом косвенно свидетельствует и динамка промышленных отпускных цен. В сентябре в годовом выражении они выросли до 11,6% с 6,6% в августе (см. рубрику «Сегодняшнее число»). В ситуации, когда обрабатывающие компании, испытывающие ограничения со стороны спроса, не могут увеличивать отпускные цены, рост цен на энергоресурсы лишь увеличивает издержки. По оценкам «Центра развития», увеличение прибыли компаний до налогообложения в июле 2012 года впервые после негативных показателей второго квартала досталось нефтянке и обусловлено ростом цен, а обработка за месяц потеряла еще 1 млрд руб.
Оценки центра демонстрируют, что на фоне замедления всех компонентов ВВП со стороны спроса во втором квартале 2012 года наблюдался резкий рост конечного потребления государства (на 1,1%, см. график). Рассчитывать на то, что государство подменит собой частный спрос, позволив обработке устойчиво ускоряться, не приходится, это доказывает и промышленная статистика третьего квартала.
Алексей ШАПОВАЛОВ