Российская «дочка» Deutsche Bank AG видит в мировом кризисе шанс для местных компаний, у которых есть деньги, удовлетворить амбиции в экспансии на рынок Западной Европы, сказал новый глава Дойче Банка Павел Теплухин в интервью Рейтер.
Теплухин более 10 лет возглавлял бизнес по управлению активами одного из крупнейших российских инвестдомов — Тройки Диалог. Он настроен на рост числа клиентов Deutsche из России, экономика которой пока растет быстрее, чем еврозоны, надеясь на интерес к подешевевшим активам Старого Света.
«Сложились уникальные условия, когда у российских компаний есть деньги и амбиции на развитие за рубежом. К тому же, есть «окно» для возможности приобрести интересные активы за пределами России по разумной цене», — сказал один из основателей Тройки, проданной в кризис крупнейшему госбанку РФ — Сбербанку — за $1 миллиард.
Сбербанк также обзавелся первым активом в Европе, купив австрийский Volksbank, а в сентябре приобрел турецкий Denizbank, выставленный на продажу европейскими банками, которые подкосил кризис 2008—2009 года.
«Мы ожидаем крупной приватизации в Греции, и я верю, что российские компании могут быть покупателями активов в Греции. Рынок также ждет существенной приватизации в Испании, и снова — российские компании могут стать важными ее участниками», — сказал Теплухин.
Греция, которой нужно закрывать дыру в бюджете, уже привлекла почти 1,6 миллиарда евро через продажу госактивов и лицензий в 2011 году и хочет привлечь еще более $3 миллиардов евро. Испания планирует приватизацию аэропортов, портов и железных дорог.
Распродажей активов в Европе уже воспользовались Российские железные дороги, став претендентом на покупку 75 процентов логистического оператора GEFCO, от которого избавляется французский автоконцерн PSA Peugeot Citroёn
Инвестиционная «дочка» ВТБ — ВТБ Капитал — участвовала в приватизации активов в Болгарии, купив долю в производителе сигарет Булгартабак и телекоммуникационном операторе Vivacom.
«В нормальной ситуации это (покупка активов в Западной Европе) было бы невыполнимой миссией, и, возможно, через 10 лет снова будет невыполнимой. Но сейчас «окно» открыто, и нам следует его использовать», — сказал Теплухин.
Удержаться в лидерах
Теплухин говорит, что Deutsche Bank, которому предстоит жесткая конкуренция в России не только с глобальными банками, но и с госбанками — Сбербанком и ВТБ, ведущими агрессивную политику на инвестбанковском рынке, не собирается ограничивать инвестиции для развития.
«Я считаю, Россия очень перспективна, и ресурсы на Россию не сокращаются — наоборот, выделяется столько, сколько бизнес требует… есть ограничения по креативности — можете столько проявить креативности, сделать сделки — вперед, столько ресурсов и получите», — сказал он.
Deutsche Bank, по данным Thomson Reuters на конец третьего квартала, занимал четвертое место на рынке EMEA Emerging Market Bonds по объему сделок после ВТБ Капитал, перекупившего в 2008 году российскую команду Deutsche. Сбербанк был седьмым в рэнкинге, где лидируют Citi и JP Morgan. В сделках M&A Deutsche Bank — на втором месте после Goldman Sachs, как и в сделках на рынке акционерного капитала.
«Мы стремимся сохранить лидирующие позиции среди глобальных банков в России. При всем уважении, Сбербанк пока не является таким глобальным банком, как Goldman Sachs, Merrill Lynch, JP Morgan», — говорит Теплухин.
Глава российского Deutsche прочит компаниям РФ бум IPO при условии открытых рынков.
«Окно» IPO, которое было практически закрыто четыре года с маленьким «проветриванием» в прошлом году, открылось, сколько оно останется открытым — не знаю. Хочется верить, что долго. Очередь на IPO — большая».
SPO Сбербанка на $5,2 миллиарда в сентябре открыло сезон размещений.
«Если посмотреть на перспективу пяти лет… в России больше 1000 компаний с потенциальной капитализацией свыше $3 миллиардов. Если половина из этих компаний захочет стать публичными — рынку точно скучно не покажется. Потенциально могут появляться по две новые публичные компании в день», — сказал Теплухин, добавив, что еще в 1997 году инвесторы воспринимали Россию как «пьяного медведя, который заграбастал весь мир под себя».
«Сейчас, на мой взгляд, поменялась ситуация, пришло поколение новых людей, умеющих анализировать базовую информацию, и все оказывается не так плохо, как казалось».
По мнению Теплухина, протестное движение, всколыхнувшее Россию накануне президентских выборов, не сказывается на инвестициях.
«Те инвесторы, которые инвестируют в Россию, они — аполитичны… Портфельные инвесторы воспринимают политическую ситуацию в России как данность».
Екатерина ГОЛУБКОВА, Оксана КОБЗЕВА, Меган ДЕЙВИС