В спор о том, какие взносы должны делать в систему страхования вкладов банки с высокими ставками, вмешался Сбербанк. По мнению его руководства, банки, ведущие агрессивную политику на рынке депозитов, не только должны больше отчислять в систему страхования вкладов, но, возможно, вообще в нее не допускаться.
Президент Сбербанка Герман Греф предлагает повысить отчисления в фонд страхования вкладов с нынешних 0,1% до 0,3% квартального размера вкладов, передали вчера информагентства со ссылкой на свои источники в финансовых кругах. По их данным, это связано с тем, что Сбербанк опасается перетока вкладчиков в менее надежные банки с более высокими ставками по депозитам после запланированного повышения страхового возмещения по вкладам с нынешних 700 тыс. до 1 млн руб. (см. «Ъ» от 4 октября). В пресс-службе Сбербанка информацию о высказывании господина Грефа не подтвердили, однако о том, что в госбанке разрабатываются свои предложения по этому вопросу, «Ъ» рассказала зампред Сбербанка Белла Златкис. Сам Герман Греф не ответил на запрос «Ъ».
Сейчас ставка взноса в фонд страхования вкладов является единой для всех банков и составляет 0,1% ежеквартального размера вкладов. Более половины объема средств фонда составляют отчисления Сбербанка и ВТБ 24.
«Предложение Сбербанка справедливо,— считает заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрей Мельников.— Пока конкретный размер итоговой ставки в фонд страхования вкладов обсуждается, в любом случае голос Сбербанка скорее всего будет услышан».
По словам господина Мельникова, на сегодняшний момент основной рабочий вариант, который находится в обсуждении, предполагает разделить единую ставку взноса на две. Базовая часть составит нынешние 0,1% квартального размера вкладов, и ее будут выплачивать все банки. Если же банк предлагает ставку более чем на два процентных пункта выше средней максимальной у топ-10 банков по объему вкладов граждан (этот индикатор Банк России рассчитывает регулярно, по итогам первой декады октября он составил 9,4%), то такой банк будет должен выплатить в фонд страхования дополнительную ставку, некоторый «штраф» за высокий и рискованный доход по вкладам. «Пока единой точки зрения «по штрафной» ставке нет»,— продолжает господин Мельников.
Впрочем, простым поднятием ставки для банков с высокими ставками по депозитам проблемы не решить, добавляет Белла Златкис. «Решение должно быть комплексным,— рассказала она «Ъ».— Если у банка высокая маржа, то размер ставки для отчислений в фонд страхования вкладов роли играть не будет: можно и 0,3% назначить, можно и 0,5%, а эффект будет нулевым». По мнению госпожи Златкис, банки с завышенными ставками вообще не должны допускаться в систему страхования вкладов. «Если это сделать невозможно, в любом случае нужна франшиза, чтобы как минимум проценты по таким вкладам не страховались либо часть вклада»,— добавляет она.
«Сбербанк хочет развернуть рынок в свою сторону,— считает зампред ХКФ-банка Владимир Гасяк.— Если предложение о повышенных взносах в фонд страхования вкладов еще можно называть справедливым, то введение франшизы даст возможность для госбанков заняться антирекламой игроков, которые имеют возможность выплачивать по депозитам больше: мол, у них ненастоящая страховка. Думаю, что это неправильно». Против франшизы по вкладам активно выступает АСВ: по словам господина Мельникова, она не сделает поведение вкладчиков более ответственным, особенно в кризисной ситуации.
Александра БАЯЗИТОВА