Как свидетельствуют данные последних исследований, если ежемесячные платежи по кредиту превышают половину дохода заемщика, вероятность выхода такого клиента на просрочку — 57%. Уже сейчас более половины всех банковских заемщиков обслуживают по несколько кредитов одновременно, отмечают эксперты, указывая, что такой высокий уровень закредитованности граждан требует вмешательства регулятора.
Заемщики, повторно обращающиеся за кредитом, все менее аккуратно обслуживают ссуды, выяснил ДжиИ Мани банк, исследовав поведение более 19 тыс. своих клиентов. По данным этого исследования (имеется в распоряжении «Ъ»), получив первый кредит, 27% клиентов обратились за вторым. Но если первую ссуду они обслуживали аккуратно (уровень просрочки — 1,3—2,4%), то потом картина резко портилась. Так, в кредитном портфеле клиентов, у которых ежемесячный платеж по кредитам к доходу (коэффициент DTI) более 50%, уровень просрочки составляет уже 24,6%. При этом, по данным ДжиИ Мани банка, каждый второй такой клиент уходит в просрочку.
Такая взаимосвязь закредитованности и качества обслуживания долгов свидетельствует о постепенном создании пузыря на рынке розничного кредитования, уверены в ДжиИ Мани банке. «Появление у заемщика нового кредита при действующем увеличивает риск дефолта заемщика»,— соглашается гендиректор НБКИ Александр Викулин. Согласно данным НБКИ (входит в тройку крупнейших бюро кредитных историй), уровень закредитованности российских заемщиков уже превышает 50%. На 1 октября 55% заемщиков имели более одного кредитного счета, а 8% — более пяти кредитов.
Тем не менее, по официальным данным, пока просрочка находится на приемлемом уровне. По данным Банка России на 1 октября, доля просроченной задолженности по розничным кредитам — 4,4%. «Реальное положение дел искажается сильным ростом кредитования (с начала года и на 1 октября портфель кредитов физлицам увеличился на 29,3%, до 7,16 трлн руб.— «Ъ»), которое размывает показатель просрочки,— говорит аналитик Raiffeisen Bank International AG Глеб Шпилевой.— Около трети портфеля потребительских кредитов сформировано в течение последнего года, качество этой части портфеля еще не прошло проверку временем». По его мнению, пока безработица находится на низком уровне, а потребительское кредитование растет быстрыми темпами, даже заемщики с высокой долговой нагрузкой могут перекредитоваться. Но при ухудшении экономической ситуации качество активов может резко испортиться, предупреждает он. «Действительно, доля безответственных заемщиков, берущих новые кредиты, которые им не по силам обслуживать, растет,— говорит и зампред Нордеа-банка Андрей Мальцев.— При этом зачастую они дают банку недостоверную информацию о своей текущей долговой нагрузке, оперативно проверить которую с учетом высокой конкуренции между банками за заемщиков, в том числе и по скорости выдачи кредитов, не всегда возможно».
Снизить степень закредитованности населения можно прямым или косвенным запретом на выдачу кредитов, при которых соотношение «платеж по кредитам / доход» превышает определенный регулятором уровень, считает член правления ДжиИ Мани банка Андрей Гулецкий. По его мнению, данных, собранных в бюро кредитных историй, уже сейчас достаточно для того, чтобы регулятор мог отслеживать не только на системном, но и на детальном уровне выполнение такого ограничения. Впрочем, ЦБ действует другим способом. Как ранее сообщал «Ъ», с марта активность банков в необеспеченном потребительском кредитовании будет ограничена регулятивно — как за счет начисления повышенных резервов по таким кредитам, так и за счет присвоения им повышенных коэффициентов риска.
Александра БАЯЗИТОВА