Если хотите посмеяться, откройте любой экономический прогноз пятилетней давности. Вот, к примеру, что писал журнал SmartMoney в 2007 году про долгосрочное предсказание Института народнохозяйственного прогнозирования РАН: «Если ничего не делать, то российская экономика через четверть века будет намного больше экономики любой европейской страны, но темпы роста будет демонстрировать в разы большие, чем европейские страны, неуклонно догоняя по ВВП Японию. Это пессимистичный сценарий». В оптимистичном сценарии Россия и вовсе становилась сверхдержавой. Понятное дело, ни о каком крахе мировой финансовой системы или возможности распада еврозоны никто тогда особо не думал.
Возникает резонный вопрос: а способны ли аналитики и экономисты в принципе предсказывать взлеты и падения экономики до их наступления? Практически нет, тем более в России, показывают изыскания Сергей Смирнова и Дмитрия Куликова из «Центра развития» НИУ ВШЭ, представленные на конференции Центра международных исследований экономических тенденций (CIRET) в Вене. Смирнов и Куликов опираются на богатый эмпирический материал — результаты «Опроса профессиональных прогнозистов по России», который проводился «Центром развития» ежеквартально с января 2000 года по первый квартал 2011-го. Начиная с 2001 года, в исследовании регулярно участвовали 25—30 экспертов в области макроэкономики из компаний, банков и аналитических центров, на основе мнений которых составлялся консенсус-прогноз по основным показателям (ВВП, инфляция, цена нефти и другие). Результаты каждого опроса можно посмотреть на сайте ЦР. Число респондентов временно снижалось
Хотя времени наблюдения явно недостаточно, чтобы делать однозначные выводы, — за 10 лет в России произошла только одна рецессия (спад ВВП), — на основании имеющегося материала уже можно сделать определенные выводы. Ниже приведен график, показывающий настроения респондентов касательно будущего, в период с 2008 по 2010 годы. До самого конца 2008 года, когда грянул мировой финансовый кризис, лучшие экономисты страны (ЦР упирает на высокое качество своей выборки) оценивали вероятность рецессии в 2008—2010 годах как «низкую» или «очень низкую». Их не покидала надежда, что чаша сия минует Россию. Между тем российская экономика замедлилась, начиная с июля — сентября 2008 года, а в октябре — декабре уже вошла в полноценную рецессию. На «высокую» вероятность спада консенсус-прогноз начал указывать только в первом квартале 2009 года. Пик пессимизма по поводу будущего российской экономики пришелся на второй квартал 2009-го — ровно тогда, когда тренд на спад преломился, и рецессия замедлилась. В этот период экономисты ожидали, что в 2010 году падение ВВП продолжится с вероятностью 50%, тогда как в реальности в 2010-м экономика вернулась на «тропу роста».
Мнение аналитиков инертно: когда дела идут хорошо, они чрезмерно оптимистичны, когда плохо, — напротив, представляют будущее в чересчур мрачных красках. В обоих случаях можно сказать, что респонденты «Центра развития» (то есть лучшие экономические аналитики России) «проморгали» как точку начала падения российской экономики в пропасть, так и период, когда она начала оттуда потихоньку выкарабкиваться.
Американцы оказались не многим «адекватнее» в своих предсказаниях специалистов по России. По данным экспертных опросов Федерального резервного банка Филадельфии, экономисты начали снижать свои прогноза роста ВВП сразу после прохождения пика роста в IV квартале 2007 года — в этом плане они почуяли приближение кризиса раньше их российских коллег, которые повышали прогноз ВВП даже после прохождения местного пика, а также вовремя поняли, что экономика начинает выходить из крутого пике. С другой стороны, в вероятность рецессии 2009 года американские респонденты поверили лишь в начале 2009-го — то есть спустя год после замедления и уже после краха Lehman Brothers в сентябре 2008 года (отправная точка глобального кризиса).
Какие выводы можно сделать из вышеизложенного? Аналитиков на мыло? Американцы «умнее» россиян? Гонцов, приносящих плохую весть, давно перестали казнить, однако людям по-прежнему неприятно доносить до других плохие новости. Авось пронесет! А то ведь еще можешь прослыть в профессиональной среде «паникером». Что же касается различий между США и Россией, то нужно помнить, что у экономистов последней попросту меньше материала для сравнения: история рыночной экономики здесь началась всего 20 лет назад.
Георгий НЕЯСКИН
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.