Банк России не ожидает пиков дефицита ликвидности на денежном рынке в течение нескольких месяцев, однако не исключает возникновения определенных обострений со стороны мирового рынка. По мнению экспертов, такие обострения более чем реалистичны, поскольку глубина кризиса еще не определена.
«В ноябре пики вряд ли перекроем, уже сейчас ситуация смягчилась. Может, только двадцатые числа ноября могут быть относительно сложными, декабрь-январь будут относительно спокойными», — цитирует агентство Reuters слова первого зампреда ЦБ Геннадия Меликьяна. По его словам, ситуация будет стабильной как благодаря действиям ЦБ, так и за счет поступлений дополнительных средств из бюджета.
По мнению кредитного аналитика S&P Екатерины Трофимовой, ситуация с ликвидностью на российском рынке остается вполне управляемой и контролируемой: «Мы ожидаем положительного эффекта от роста бюджетных расходов, а также от размещения средств государственных компаний и фондов на счетах в банках. Однако остается открытым вопрос о равномерности распределения средств между банками». В свою очередь начальник аналитического отдела казначейства ВТБ Николай Кащеев сомневается, что декабрь обязательно будет таким безоблачным, как обещает ЦБ: «До сих пор еще не вполне ясно, будет ли Минфин проводить вливание в экономику тех средств, которые от него ожидает рынок. Хотя в целом можно сказать, что серьезная часть российского бизнеса, в том числе банковского, уже более-менее адаптировалась к новой ситуации».
Успокоив рынок, Геннадий Меликьян все-таки добавил ложку дегтя, подчеркнув, что, несмотря на то что Банку России удалось снять напряжение на денежном рынке, еще «ничего не закончилось». «Я думаю, все должны быть готовы к тому, что еще могут быть определенные обострения, и это идет не от нас. Наша банковская система очень устойчива и в хорошем состоянии, в целом у нас огромный запас прочности. Но то, что происходит на мировых финансовых рынках, — это не конъюнктурное явление», — сказал Геннадий Меликьян.
По мнению начальника отдела межбанковского кредитования МДМ-банка Давида Киквидзе, российский денежный рынок в значительной степени зависит от ситуации на мировом рынке, негативных новостей с которого не приходится долго ждать. Такого же мнения придерживается и Екатерина Трофимова: «Кризис ликвидности не является единовременной коррекцией, идет масштабная переоценка рисков на мировых рынках. Основная доля убытков мировых банков уже зафиксирована, но это еще не все».
«Трансформация мирового рынка может идти длительное время: к примеру, и полгода, и год. К тому же после кризиса, связанного с ипотечными бумагами в США, под большой угрозой может оказаться Великобритания, где также широко распространены ипотечные кредиты, — говорит Николай Кащеев. — В третьем квартале мировые банки списали около 43 млрд долл. убытков, и, думаю, трудности еще не закончились, ведь с 15 ноября в США вступают в силу новые правила по учету неликвидных активов».
Полина СМОРОДСКАЯ