На сегодня глава Минпромэнерго Виктор Христенко наметил внеплановое совещание с представителями руководства крупнейших нефтяных компаний, главной темой которого будет, по данным Ъ, мораторий на повышение топливных цен зимой 2007—2008 годов. Если с экс-главой МЭРТа Германом Грефом, отвечавшим за прежние моратории, нефтяные компании торговались, то тем для ожесточенных дискуссий с главой Минпромэнерго у них уже нет.
Как сообщили Ъ в Минпромэнерго, в четверг в план работы ведомства было внесено рабочее совещание у министра Виктора Христенко с представителями крупнейших нефтяных компаний, посвященное ситуации с ценами на топливном рынке в конце 2007 года и перспективам на начало 2008 года. Источник Ъ в ведомстве сообщил, что идея совещания возникла в четверг вечером — тогда же мероприятие было внесено в план работы.
Еще на вечер пятницы окончательный список присутствующих не был утвержден в министерстве. Представители «Роснефти», «Газпром нефти», ТНК-BP, ЛУКОЙЛа и «Сургутнефтегаза» не смогли сообщить, будут ли они представлены на совещании и пойдут ли на него их главы или профильные вице-президенты. Тем не менее повестку дня подтвердили Ъ и источники в одной из компаний, и в министерстве — речь идет о «новом моратории по повышению топливных цен». Уровень цен, на котором предполагается «заморозить» цены на бензин, а также срок, на который будет введен мораторий, «скорее всего», будет согласован на самом совещании, поясняет собеседник Ъ в Минпромэнерго.
Формальный повод для беспокойства у Белого дома есть. Как уже писал Ъ 14 ноября, в первую неделю ноября рост цен на бензин был максимальным с начала 2007 года и составил 0,4%. По данным Русского топливного агентства, в тот же период гораздо существеннее выросли оптовые цены на основные виды топлива — 5,5% на бензин Аи-92, 1,4% на А-76, 4,4% — на дизельное топливо. Впрочем, всплеск цен был предсказуем — рост цен на мировом рынке и сентябрьские ремонты ряда НПЗ (напомним, Федеральная антимонопольная служба уже расследует ситуацию с ним и намерена обязать владельцев НПЗ раскрывать информацию о запасах топлива и остановках мощностей) создали ценовое давление на рынок. Вопрос лишь в том, будет ли потенциал роста цен реализован быстро, до Нового года, постепенно или же по окончании моратория. Вероятно, именно это и будут обсуждать сегодня нефтяники у Виктора Христенко.
«Бензиновые моратории» могут служить хорошим маркером настроений в Белом доме относительно допустимых практик административного госрегулирования рынка. Впервые официальное соглашение с нефтяными компаниями о «замораживании» топливных цен было достигнуто на совещании у тогда главы Минпромэнерго Германа Грефа в октябре 2005 года. Тогда формальным инициатором соглашения был ЛУКОЙЛ, объявивший о фиксации цен до Нового года. Уже в феврале 2006 года господин Греф официально объявил, что правительство не имеет полномочий для того, чтобы продлевать официальный мораторий, к тому же принятый с условиями,— нефтяники во главе с руководителем ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым выставили список из восьми условий для правительства, часть из которых были налоговыми. Летом 2006 года господин Греф заявил, что правительство выполнило большую часть условий — в частности, введя дифференцированный НДПИ для выработанных месторождений.
12 сентября 2006 года было собрано очередное совещание по «замораживанию» цен у премьер-министра Михаила Фрадкова — там нефтяники предложили новый пакет предложений по стимулированию инвестиций в нефтепереработку, что снизило бы давление на цены. Но тогда было принято компромиссное решение: цены на топливо договорились увеличивать не выше, чем в пределах инфляции, на 2006 год — 9%. Герман Греф констатировал, что полномочий для диктовки цен нефтяным компаниям у него нет.
На совещании, по данным Ъ, встречных инициатив нефтяных компаний по «размену» моратория на отдельные меры госрегулирования уже не предполагается. Скорее всего, как и в случае с зерном (см. текст на этой же полосе), ключевым моментом будет не экономическая, а политическая целесообразность моратория. В отличие от 2005 и 2006 годов, возможный в конце 2007 — начале 2008 года рост цен на топливо вполне может быть квалифицирован компетентными органами госрегулирования как предвыборный.
Дмитрий БУТРИН, Наталья СКОРЛЫГИНА