«Три крупных независимых рейтинговых агентства из Китая, США и России объединили свои усилия для создания Universal Credit Rating Group (Универсальной кредитной рейтинговой группы), использующей единую систему сопоставимых глобальных кредитных рейтингов», — официально заявила компания «Рус-Рейтинг».
По задумке участников, Universal Credit Rating Group станет универсальным независимым международным рейтинговым агентством, состоящим из частных организаций, деятельность которых не будет вступать в противоречие с процессом рейтингования, и которые не будут представлять интересов какой-либо конкретной страны или группы. Но это все лишь общие фразы, и хотя о намерении создать новое рейтинговое агентство стало известно накануне, никаких подробностей до сих не было известно. Slon удалось связаться с генеральным директором «Рус-Рейтинг» Дмитрием Ефимовым и узнать подробности.
— Накануне стало известно о создании нового международного рейтингового агентства Universal Credit Rating Group. Расскажите, пожалуйста, когда планируется запустить этот проект?
— Сегодня закончился первый этап переговоров. Наш президент Ричард Хейнсворд сейчас находится в Китае, где было принято первоначальное решение о создании структуры. Штаб-квартира будет находиться в Гонконге, господин Хейнсворд будет в числе руководителей этой новой компании. Сейчас будет создаваться юридическое лицо. Процесс это не такой простой: думаю, что эта процедура продлится 3—4 месяца. Основной инвестор будет со стороны китайских товарищей. А начало положено: думаю, через полгода уже появятся какие-то совместные рейтинги.
— А инициатива создания нового рейтингового агентства исходила от китайских партнеров?
— Скажем так, инициатива исходила сразу с двух сторон: от нас и Dagong. В прошлом году у нас было очень много рабочих встреч в Европе и в рамках EACRA (Европейская ассоциация кредитных рейтинговых агентств), где китайцы тоже присутствуют, такие разговоры ходили давно. Идея создания некой новой структуры глобального плана родилась не вчера, а в прошлом году. Просто это достаточно болезненный процесс, и вот наконец-то мы решили все в организационном аспекте.
— А третий партнер по какому принципу был выбран?
— Egan-Jones — очень известное агентство. Конечно, не такое крупное, как представители «большой тройки», но по своей респектабельности и признанию среди определенного круга инвесторов ничуть не хуже. Egan-Jones пользуется успехом среди крупных инвестиционных фондов в Америке. Чем оно знаменито, так это тем, что очень много контрактов оплачивается не эмитентами (субъектами кредитования), а внешними инвесторами. Они практически не зависят от мнения рейтингуемого объекта, то есть независимы. А с точки зрения регулятивной, это агентство точно такое же, как и «большая тройка», то есть имеет аккредитацию в SEC (комиссии по ценным бумагам) и признание на мировых фондовых площадках. В этом смысле американский партнер нам очень-очень полезен для того, чтобы новая структура достаточно быстро получила международный статус (имеется в виду аккредитация на нужных площадках: биржи, комиссии по ценным бумагам и прочее).
— Но ведь у этого агентства есть и негативная репутация, у него были конфликты с национальным регулятором.
— Ни одно агентство не является идеальным. Не то чтобы у всех были скелеты в шкафу, но ошибки бывают. Вопрос в том, являются ли они такими фатальными, как, например, у «большой тройки», или эти ошибки можно исправить. Не думаю, что у них настолько потеряна репутация или что у них пошатнувшееся положение, что с ними не стоит иметь дела. Мы их очень уважаем: это люди очень высокой квалификации. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Они нам приятны как партнеры, а главное, у них такое же видение ситуации на мировом рынке, как и у нас.
— В чем особенность будущего агентства?
— По всей вероятности, это будет создание нового юридического лица, но по сути своей работы это будет структура, которая является сетевой и которая будет включать в себя три компании («Рус-Рейтинг», Dagong и Egan-Jones). Все агентства будут продолжать свою работу, поскольку имеют аккредитацию на национальной территории. Смысл объединения заключается в том, чтобы составить некую конкуренцию «большой тройке». Но не в глобальном масштабе, а в региональном. Есть страны BRICS, есть страны СНГ. Есть совместное видение рынка и оценка как суверенных бумаг этих стран, так и корпоративного сектора. Мы хотели бы на этом сегменте рынка поработать. Пока речь идет о том, чтобы начать работу по сопряжению рейтинговых шкал (мы должны прийти к единой, признаваемой всеми участниками идеологической платформе, в частности, методологии рейтингования).
Dagong является крупной компанией и на мировой арене известной, у нас с ними отношения достаточно давно. В прошлом году мы заключили с ними партнерский договор и отчасти зафиксировали общую шкалу, да и вообще согласились с оценками. Согласие состоит в том, что дана более адекватная оценка России: она не настолько занижена, как у «большой тройки». Есть и другие страны, по которым наши оценки совпадают: мы не занижаем рейтинги, в отличие от «большой тройки». Американская компания тоже в этом русле идет, и она также смотрит с большим оптимизмом на наше объединение. Кроме того, вопрос не только идеологический и методологический, но и вопрос вливания новых инвестиций, так как требуется создание нового информационного поля: например, создание портала международного уровня. Будет проведен, конечно же, дополнительный набор штата аналитиков. Мы планируем создать более открытую структуру, чем есть сейчас на этом рынке. Мы хотим на работу пригласить большое количество известных людей, являющихся в мире авторитетами. Агентства «большой тройки» — это закрытые структуры, мы не сомневаемся в квалификации специалистов Moodys, Fitch и Standard & Poors, но сами хотим сделать все более открытым и более «на виду», что будет способствовать прозрачности.
— Вы сказали, что собираетесь приглашать на работу экспертов с мировым именем. Есть ли уже какие-то задумки на этот счет, можете ли назвать имена?
— Задумки, конечно же, есть, но я пока не хотел бы комментировать. Сначала нужно создать саму структуру, а уже после рассказывать о работниках. По всей вероятности, мы будем приглашать тех, чье мнение небезразлично мировому сообществу. Надеюсь, что многие не откажут нам, ведь проект действительно интересный. Главная проблема, которая будет стоять перед нами, это как заработать репутацию. Это очень длительный процесс. Возможно, мировые имена помогут ускорить его.
— Скажите, а при создании Universal Credit Rating Group рейтинговые агентства «Рус-Рейтинг», Dagong и Egan-Jones продолжат существовать или же вольются в новую компанию и исчезнут?
Все рейтинговые агентства остаются. Национальные агентства находятся на особом специальном положении. В России, например, они аккредитованы Минфином как юридические лица, соответственно, их деятельность регулируется и является поднадзорной. Кроме того, наши оценки используются на национальном уровне — регуляторами ЦБ, ФСФР, Минфином. Поэтому просто так ликвидировать компанию в процессе объединения невозможно. Что касается деятельности внутри России, то акционерное общество закрытого типа «Рус-Рейтинг» существовало и будет существовать. По крайней мере, пока будет объединение на уровне информационных платформ и технологии, а дальше уже посмотрим на эффективность работы.
Беседовала Екатерина МЕТЕЛИЦА