Замминистра финансов Сергей Сторчак был арестован 16 ноября. Вместе с президентом Межрегионального инвестиционного банка Вадимом Волковым и гендиректором фирмы «Содэксим» Виктором Захаровым он подозревается в покушении на хищение $43,4 млн госденег «под видом возмещения расходов, понесенных «Содэксимом» (ст. 30 и 159 ч. 4 УК). Адвокат Сторчака Игорь Пастухов отказался комментировать материалы дела. С подзащитным он впервые встретился вчера.
В понедельник Пастухов подал кассационную жалобу на избранную меру пресечения; когда она будет рассмотрена, неясно.
Зато Минфин подробно объяснил, за что государство должно «Содэксиму». Эта компания в 1996 г. получила право реализовывать алжирские товары в счет погашения долга Алжира перед СССР, а для гарантии перечислила в бюджет полную сумму задолженности — $26 млн, рассказывает представитель Минфина. Но Алжир перестал оплачивать поставки товаров «Содэксиму», и алжирские экспортеры прекратили поставки. В 2006 г. было подписано межправительственное соглашение об урегулировании долга, и «Содэксим» потерял право требовать от Алжира компенсации. Он обратился в российское правительство.
Факт задолженности бюджета перед «Содэксимом» в $26 млн не вызывает сомнений, говорит представитель Минфина, компания вправе рассчитывать и на проценты. Поправки в бюджет на 2007 г. предусматривают расчеты с «Содэксимом», величина процентов не была определена. В сообщении Минфина говорится, что процентная ставка должна быть рыночной, окончательно она определяется в процессе переговоров. В бюджете-2007 заложена общая сумма на расчет с «российскими лицами, участвующими в урегулировании долга Алжира», уточняет чиновник Минфина.
$43,4 млн, в желании украсть которые подозревается Сторчак, — это предложение «Содэксима» министерству. Окончательное решение принимает правительство после экспертизы Минэкономразвития, Минфина, Внешэкономбанка, Минюста и правового департамента правительства.
Все шло в установленном порядке и по стандартной процедуре, подтверждает чиновник правительства. Было поручение правительства изучить вопрос компенсации «Содэксиму», последний раз Сторчак писал об этом 13 ноября, напоминая, что для расчетов понадобится отдельное решение правительства, сумм он не указывал.
В Следственном комитете от комментариев отказались. Если объяснения Минфина правдивы, то в действиях всех трех арестованных состава преступления нет, говорит сотрудник прокуратуры. Рассматривать подобные обращения — служебная обязанность Сторчака.
Александра ПЕТРАЧКОВА, Алексей НИКОЛЬСКИЙ