На днях было обнародовано любопытное исследование: «За что банкиры получают такие деньги?» Выяснили: не столько за работу, сколько за громкое имя банка.Правда, в народе банкирами сегодня называют всех, кто имеет хоть какое-либо отношение к кредитной организации, — владельцев, руководство, акционеров. Даже рядового бухгалтера её менее обеспеченная родня считает «банкиршей», которая гребёт деньги лопатой. На самом деле обычные работники работают за оклад, среднему звену полагаются ещё и регулярные премии. А настоящие сливки снимают топ-менеджеры, которые очень не любят рассказывать о своих доходах — в интересах безопасности.
«Не всегда понятно, с какими целями люди интересуются заработками топ-менеджеров и как эти данные будут интерпретированы, — объясняет директор службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poors Cветлана Бородина. — Наверно, руководители банков не зря опасаются, что если раскрыть размер вознаграждений, то не ровён час их встретят поздним вечером на улице и потребуют у них «отчёта». Кроме того, эта информация привлекает внимание налоговой инспекции и надзорных органов. Нежелание афишировать свои доходы характерно для топ-менеджеров во всех развивающихся странах, где большая часть населения зарабатывает очень мало».
Только вряд ли рядовой читатель не захочет попасть в круг топ-менеджеров, зарабатывающих миллионы, только
Премиальный вопрос
Сергей Моисеев, директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии:
— Доходы российских высших управленцев растут постоянно. По итогам этого года премии советов директоров отечественных банков поднимутся на 50—60% по сравнению с прошлым годом и составят в среднем 805 тыс. руб. в месяц. Согласно мировой статистике, некоторые наши топ-менеджеры попадают во вторую десятку самых высокооплачиваемых банковских руководителей.
Разрыв между доходами топ-менеджеров и обычных сотрудников банков очень велик. В среднем вознаграждение членов правления в 51 (!) раз превышает доход рядового персонала. И если за рубежом высшие должностные лица и исполнительные директора банков обязуются не иметь скрытых доходов за счёт своего положения в банке, то в России топ-менеджеры не всегда могут похвастаться безупречным и беспристрастным поведением. Например, случаи, когда выдавались кредиты собственным членам правления «на цели личного потребления», на которые они приобретали акции банка, вряд ли можно отнести к образцам деловой практики.
По западным стандартам решение о размере премиальных должны принимать независимые директора.
Галина ШЕЙКИНА