По итогам проверок Счетной палатой деятельности управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов обнаружено, что объем операций, проведенных с нарушениями, составил за восемь лет более 7 млрд руб. Главная проблема — отсутствие механизмов гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений, отмечают в ПФР.
Счетная палата в течение периода с 2004 по 2012 год провела проверку деятельности по управлению пенсионными накоплениями, были проверены ВЭБ, выполняющий функции государственной управляющей компании, 14 крупных негосударственных управляющих компаний, а также восемь негосударственных пенсионных фондов (НПФ). С итоговыми результатами удалось ознакомиться «Ъ». За отчетный период СП выявила нарушения у всех проверенных НПФ — фондов «ЛУКОЙЛ-Гарант», Большой пенсионный фонд, Стальфонд, «Соцуиум», «Волга-Капитал», «Норильский никель», Ханты-Мансийский НПФ, «Русь» — больше чем у половины частных управляющих компаний («РФЦ-Капитал», «Тройка Диалог», «Лидер», «Атон-Менеджмент», БФА, «Альфа-капитал», БКС, «Металлинвесттраст»). В СП заявили, что объем выявленных нарушений превысил 7,2 млрд руб., то есть с накоплениями на такую сумму были совершены операции, нарушающие законодательство или нормативные акты.
Выявленные нарушения не влекли за собой нанесение ущерба и, как следствие, необходимость его возмещения, отмечают в СП. В основном нарушения были связаны с использованием услуг брокера, не отвечающего требованию открытия отдельного брокерского счета для пенсионных накоплений, несвоевременной передачей средств пенсионных накоплений в ПФР или несвоевременной выплатой финансовых средств правопреемникам.
Представители большинства управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов указывают, что их действия были рассмотрены в плоскости учета пенсионных накоплений и не являются нарушением порядка инвестирования этих средств. «Нарушения преимущественно связаны с ошибочным зачислением контрагентами фонда средств, не являющихся пенсионными накоплениями, на счет, предназначенный для операций с ними. Эти несоответствия были исправлены»,— пояснили в пресс-службе НПФ «Норильский никель». В управляющих компаниях также говорят, что претензий к ним больше нет. «В 2007 году Счетная палата проводила проверку в части управления пенсионными накоплениями по договору с ПФР. По ее итогам был составлен акт, что брокер в ходе сделок с пенсионными накоплениями не учитывал их на отдельных счетах. При этом за сумму выявленных нарушений был взят объем сделок со средствами пенсионных накоплений за год. Мы оспорили указанные претензии, и в результате Счетная палата приняла нашу позицию и сняла претензии в отношении этих сделок»,— указывают в управляющей компании «Тройка Диалог».
В то же время, отмечает Счетная палата, ряд управляющих компаний возвращали в Пенсионный фонд России (ПФР) средства пенсионных накоплений в меньшем объеме, чем им было передано в доверительное управление. Например, по данным СП, управляющая компания «Металлинвесттраст» возвратила фонду в 2009 году (после провального 2008 года) на 16,2 млн руб. меньше, чем ей было передано. Впрочем, такая ситуация могла касаться многих управляющих компаний. По итогам 2008 года
Если инвестиционный результат управляющих компаний вновь будет отрицательным, скорее всего, ПФР снова запросит средства из федерального бюджета, а каков будет источник компенсации убытков негосударственных фондов — непонятно, подчеркивают в ПФР. «Высокие рыночные риски инвестирования пенсионных накоплений — главная причина вывода накопительного компонента из государственной пенсионной системы в добровольную, а более чем для 2 трлн руб. уже сформированных пенсионных накоплений необходим законодательно принятый механизм гарантирования сохранности»,— считает госпожа Нагога.
«Даже в этих условиях средняя доходность накоплений в НПФ превысила инфляцию»
Президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев считает, что отдельные нарушения участников рынка не повод отказываться от накопительного компонента пенсий.
— Не являются ли нарушения, выявленные Счетной палатой, весомым аргументом в пользу мнения об общей неэффективности действующей накопительной системы?
— Нет оснований утверждать, что накопительная компонента не оправдала себя. Обязательные накопления инвестировались через НПФ всего семь лет, из которых три года пришлись на тяжелый финансовый кризис. Но даже в этих условиях средняя доходность накоплений в НПФ превысила инфляцию. При этом необходимо рассмотреть возможность применения опыта других стран, например Швеции. Там, для инвестирования пенсионных накоплений действует принцип жизненного цикла пенсионера. Он предполагает инвестирование накоплений вновь вступающих в пенсионную систему граждан в акции, обеспечивающие высокую долгосрочную доходность, в дальнейшем доля акций снижается, и к моменту выхода на пенсию накопления оказываются размещенными в менее доходные, но более надежные инструменты. В частности, государственный пенсионный фонд Швеции 100% накоплений молодых работников, впервые вступающих в систему, инвестирует в акции, а затем ежегодно снижает их долю на 3%. Если бы в 2002 году в нашей пенсионной системе был использован этот принцип, то доходность пенсионных накоплений заметно превысила бы инфляцию. В период с 1 января 2002 года до начала октября 2012 года индекс акций РТС вырос на 450% при накопленной инфляции за этот же период в 190%. Годовая доходность десятилетних вложений в индекс РТС за этот период превысила бы инфляцию в среднем на 13,6%.
— Одним из недостатков накопительной системы считается плохое качество регулирования и надзора за инвестированием средств граждан (что также иллюстрируется последними данными Счетной палаты). Каким образом можно улучшить ситуацию?
— Сейчас в отношении НПФ действует система надзора, ориентированная на проверку соответствия их работы нормативам. Действия управляющих компаний ежедневно контролируются спецдепозитариями и Федеральной службой по финансовым рынкам. В практике других стран все шире внедряется более современная система риск-ориентированного надзора и управления, где контроль за нормативами заменяется или дополняется механизмами оценки и оптимизации инвестиционных рисков. У нас также разработана и представлена в министерства и ведомства «дорожная карта» по переходу к современной системе риск-ориентированного надзора, ее реализация рассчитана на период до 2018 года.
— В пенсионной стратегии Минтруда предлагается стимулировать граждан самостоятельно накапливать себе на пенсию, а работодателей — создавать корпоративные пенсионные системы. Эти механизмы могли бы стать альтернативой обязательным пенсионным накоплениям?
— Это невозможно. Добровольные пенсионные накопления работодателей и граждан перестали расти в реальном выражении еще с середины прошлого десятилетия. В настоящее время ими охвачено лишь около 8 млн человек, в то время как в обязательной накопительной системе участвует 74 млн. Кроме того, численность занятых в крупных компаниях снижается на 1 млн ежегодно, рост занятости происходит преимущественно в секторе услуг, где развитие корпоративных пенсионных систем не имеет перспектив. В крупных компаниях работает менее четверти всех занятых, и эта доля продолжает снижаться. Развитию добровольных корпоративных систем препятствует и высокая текучесть кадров, характерная для российского рынка труда. В условиях объективно ограниченной мобильности пенсионных планов значительная часть занятых в крупных компаниях не сможет сформировать дополнительные пенсионные накопления по месту работы.
— Одна из проблем пенсионной системы — большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы. Получается, одна из целей реформы 2002 года и появления накопительного компонента — вывод зарплат «из тени» — так и не достигнута?
— Доля формального сектора в российской экономике действительно падает: с 1999 по 2009 год она снизилась с 81% до 67%. Однако при условии принятия пенсионной стратегии в представленном виде этот процесс может лишь ускориться. Дело в том, что в новой пенсионной формуле связь между пенсионными взносами и размером пенсии существенно ослабеет. Соответственно, снизятся стимулы и для уплаты взносов.
Мария ЯКОВЛЕВА