6 ноября в рамках «Открытого правительства» пройдут слушания проекта создания мегарегулятора — проекта консолидации финансового надзора в РФ. По данным «Ъ», на заседании первый заместитель главы ЦБ Алексей Улюкаев представит в качестве основного проект полной интеграции на базе Банка России до 2016 года всех функций Федеральной службы по финансовому рынку (ФСФР). Финансовому рынку в качестве компенсации за усиление надзора будут предложены усиление роли саморегулирования в работе рынка и доступ к рефинансированию ЦБ. Схема предполагает создание в ЦБ уже в 2013 году комитета финансового надзора, аналога комитета банковского надзора, а также передачу в комитет по денежно-кредитной политике Банка России регулирования всей финансовой инфраструктуры.
Дискуссия о мегарегуляторе добралась до «Открытого правительства» — в будущий вторник там состоятся слушания, посвященные реформе финансового надзора. Напомним, после серии совещаний в Белом доме оформились три варианта будущей реформы (см. «Ъ» от 25 октября): полное слияние ЦБ и ФСФР, усиление ФСФР и широкая автономия ФСФР в составе ЦБ. По данным «Ъ», на совещании первый заместитель главы ЦБ Алексей Улюкаев и зампред ЦБ Сергей Швецов будут представлять позицию, согласованную Банком России с Минфином РФ и поддержанную первым вице-премьером Игорем Шуваловым,— это первый вариант, полная интеграция ЦБ и ФСФР с 2013 года.
По данным «Ъ», на последних совещаниях в правительстве по вопросу мегарегулятора реально рассматривались лишь варианты слияния. Вопрос об усилении ФСФР практически отвергнут, так как, в отличие от ЦБ, имеющего собственную прибыль, рост расходов на финансовый надзор требовал бы введения с участников финансового рынка платы за регулирование, кроме того, введение для ФСФР статуса, аналогичного ЦБ или отдельного юридического лица, потребовал бы правки Конституции. Таким образом, пока Белый дом склоняется к революционному решению — передаче всех вопросов финансового надзора под эгиду независимого от правительства РФ Банка России. Право разработки законов сохранится в Минфине аналогично с банковским сектором. Позиция ЦБ и Минфина предполагает, что ЦБ будет регулировать весь финансовый рынок, в том числе вновь открывающиеся секторы, а также всю инфраструктуру рынка.
По данным презентаций с совещаний октября 2012 года в правительстве, ЦБ предлагает провести интеграцию в две стадии. Первая, сроком в шесть месяцев, предполагает преобразование ФСФР без ее реформы в Службу по финансовому рынку (СФР) ЦБ, подчиняющуюся председателю ЦБ. После этого, в 2013—2015 годах, предлагается реформа СФР и подразделений ЦБ. В составе ЦБ предполагается создать по аналогии и по тем же принципам, что и комитет банковского надзора (КБН), комитет финансового надзора (КФН) — ему будут переданы функции собственно надзора, регулирования и лицензирования организаций финансового рынка, кроме того, в отличие от КБН, он будет занят противодействием манипулированию рынком и корпоративным управлением. Полномочия ФСФР по регулированию фондовых бирж и центрального депозитария, центрального контрагента, рыночных инструментов предполагается передать в комитет по денежно-кредитной политике Банка России. Страховой надзор, очевидно, планируется растворить и гармонизировать с надзором и регулированием прочих финансовых структур в КФН.
Единый финансовый мониторинг и IT-подразделения ЦБ будут, как предполагается, управляться отдельными зампредами ЦБ; юридический и кадровый департаменты, а также департамент бухучета и отчетности должны стать едиными для всех подразделений Банка России. Инспектирование всех финансовых организаций будет полномочием существующих подразделений ЦБ, которые предполагается усилить территориальными специалистами ФСФР; эти подразделения планируется оставить в полномочиях главы ЦБ. Он же, как и в случае с КБН, должен будет визировать решения КФН. Этот вариант отличается от ранее представленной версии реформы главы ФСФР Дмитрия Панкина несколькими деталями: ФСФР, по данным «Ъ», настаивает на менее глубокой интеграции, правке закона о ЦБ, сохранении надзора за инфраструктурой фондового рынка в СФР и большей автономии службы в ЦБ, в том числе автономии регуляторных решений, которой КБН сейчас не имеет — его окончательные решения утверждает Сергей Игнатьев.
Для рынка речь идет о существенном ужесточении надзора, в том числе о предоставлении сотрудникам ЦБ, контролирующим финансовые организации, доступа к банковской тайне и одновременно к операциям небанковских финансовых организаций (это в том числе требование, выдвигаемое к РФ Международной организацией регуляторов финансового рынка — IOSCO). В ответ на это ЦБ и Минфин предлагают три плюса для небанковских структур. Первый — доступ к механизмам рефинансирования для небанковских игроков, в частности к инструментам репо ЦБ. Второй — расширение роли саморегулируемых организаций финансового рынка в целом: именно туда предполагается передать часть полномочий регулятора по развитию финансовых рынков. И наконец, ЦБ и Минфин планируют снижение административной нагрузки на участников рынка: большая часть банковско-финансовых холдингов сейчас так или иначе являются «клиентами» и ЦБ, и ФСФР.
«Ъ» будет следить за развитием событий.
Дмитрий БУТРИН