Зачисление средств на банковский счет с помощью банкомата — процедура удобная, но не всегда безопасная. В самое неподходящее время в работе банкомата может случиться сбой. Как раз в последние дни на форумах банковских клиентов обсуждались подобные истории, произошедшие с банкоматами «Русского стандарта» и Альфа-банка.
Клиент банка «Русский стандарт» решил через банкомат погасить потребительский кредит в 30 тысяч рублей. Во время операции агрегат сообщил об ошибке, деньги забрал, а чек не выдал. При проверке счета выяснилось, что деньги на него не поступили. «В отделении банка я написал заявление. По этому заявлению обещали найти мои деньги в течение месяца», — сообщает клиент. Правда, он тревожится за итоговый результат, потому что никаких доказательств, что он положил деньги в банкомат, у него нет. Как рассказали «Газете» в банке «Русский стандарт», официальное время рассмотрения таких жалоб — две недели. «Правда, бывает, что этот период затягивается, — объяснил представитель банка. — Например, у одной женщины разбирательство тянулось два месяца, потому что было мало доказательств». С доказательствами у клиента в таких обстоятельствах действительно обычно негусто, да и что делать в такой ситуации, не всегда понятно. Добиваться справедливости от машины можно долго, но безрезультатно, а идти за помощью (в случае если банкомат расположен в офисе банка) тоже рискованно: вдруг банкомат в это время проведет операцию? «B любoм cлyчae нeoбxoдимo пoдoждaть нeкoтopoe вpeмя (10—15 минyт), чтoбы ycтaнoвить, чтo бaнкoмaт дeйcтвитeльнo yтpaтил вoзмoжнocть фyнкциoниpoвaния, — советуют на сайте Газпромбанка. — Ecли бaнкoмaт ycтaнoвлeн в oтдeлeнии бaнкa , вaм пoвeзлo: кaк пpaвилo, в бaнкe имeeтcя тexничecкий пepcoнaл, oбcлyживaющий бaнкoмaт и cпocoбный xoтя бы чacтичнo peшить вaши пpoблeмы, xoтя выдaть вaм чтo-либo из бaнкoмaтa (дaжe ecли этo вaшa личнaя кapтa) cлyжaщий бaнкa нe имeeт пpaвa». Единственное, что остается в этой ситуации клиенту, — писать заявление в банк и ждать ответа. А ожидание может затянуться на месяцы. Так, по словам одного клиента Альфа-банка, в июле этого года при внесении наличных на счет через банкомат в отделении банка машина проглотила деньги… и зависла.
Сотрудники банка обещали вернуть деньги после «реанимирования» банкомата. Однако, как сказали клиенту, в банкомате после инкассации лишних денег не оказалось. Вопрос рассматривается уже пятый месяц. Впрочем, специалисты Альфа-банка не припомнили ни одного случая, когда претензия клиента рассматривалась бы так долго. Как заверила «Газету» начальник управления по сохранению клиентов Альфа-банка Маргарита Веревкина, претензии данного типа рассматриваются банком в течение 10 календарных дней.
Согласно закону о защите прав потребителей такая претензия действительно должна быть рассмотрена в 10-дневный срок. «За это время банк проводит так называемое внутреннее расследование, снимаются показания банкомата, данные видеокамер, которые устанавливаются рядом с каждым банкоматом, — говорит юрист компании «Велес Лекс» Евгений Акимов. — Если вы внесли деньги, но они не зачислены на ваш счет, то в банкомате оказывается лишняя стопка денег, не подтвержденная внутренней отчетностью банкомата. Если же банк отказывает в удовлетворении претензии, то клиент может смело подавать иск в суд». Впрочем, в том же «Русском стандарте» признают, что официальные сроки могут быть превышены не только
Впрочем, банкиры заверяют, что бояться банкоматов все-таки не следует. «Дело в том, что по всем операциям в банкомате ведется история операций, обычно она
записывается в его электронном журнале или на журнальной ленте внутри банкомата, — говорит Алексей Евграфов, начальник управления процессинга Промсвязьбанка. — Однако если по причине серьезного сбоя системы запись об операции не была внесена в журнал, то, чтобы восстановить ход событий, у сотрудников банка есть возможность взять сведения из базы данных процессинга, где зафиксированы все операции в банкомате, а также все сбои и ошибки в нем».
Юлия ЛОКШИНА