Центральный банк РФ, которому принадлежит контрольный пакет акций Сбербанка, готов сократить участие в органах управления крупнейшим госбанком, чтобы сгладить конфликт интересов на пути создания мегарегулятора, сказал зампред ЦБР Сергей Швецов.
ЦБ поддерживает вариант присоединения к нему Федеральной службы финансовых рынков (ФСФР) для консолидированного надзора за рынками, что создает определенные риски, сказал он.
«Это конфликт интересов… Мы владеем инфраструктурой российского рынка… ЦБ становится одновременно владельцем, пользователем и регулятором», — сказал Швецов на заседании открытого правительства.
У ЦБ также есть план выхода из участия в бирже ММВБ.
«Мы надеемся, что на этом этапе выйти из органов управления… это же в отношении Сбербанка… поэтому снижение участия в органах управления, наверное, правильно, и это ответ на этот конфликт интересов».
Еще один риск для ЦБ от интеграции с ФСФР, по словам Швецова, заключается в подрыве доверия к Банку России, если «будет какой-нибудь сбой или неудача, что может скомпрометировать нынешнего регулятора банковского сектора и денежно-кредитной политики».
«У нас сложный 2013—14 год, мы завершаем процесс перехода к инфляционному таргетированию. Стержнем этой системы является доверие населения», — сказал он.
По словам Швецова, создание единого регулятора продиктовано реальностью и кризис 2008 года показал, что рынки потеряли границы не «только между сегментам, но географию».
«Требуется наличие единой базы данных, какие позиции открыты, и что участники рынка делают», — сказал он.
Кроме того, по словам Швецова, рынку, который потерял интерес к инновациям после кризиса 2008 года, необходимы реформы.
В поддерживаемом ЦБ варианте превращения ФСФР в структуру Банка России регулирование и лицензирование банков попадает в комитет банковского надзора, небанковских организаций — в комитет финансового надзора, а инспектированием финансовых организаций займется новое подразделение.
В сферу полномочий комитета по денежно-кредитной политике войдут финансовая стабильность и регулирование финансовой инфраструктуры.
Законотворческую функцию ЦБ предлагает сохранить за Минфином, а должности первых зампредов — упразднить, трансформируя их в руководителей комитетов.
Первый этап — присоединение ФСФР к ЦБ как обособленной структуры — Банк России предполагает завершить к 1 августа 2013 года, к 2014 году — интегрировать подразделения службы в структуру ЦБ.
ФСФР поддерживает иной вариант создания мегарегулятора — консолидацию надзора, но с сохранением автономности ФСФР.
По мнению Швецова, такой сценарий рождает неопределенность.
«ЦБ отвечает своим именем, но не достигается единство управления и синергетического эффекта», — сказал он.
Оксана КОБЗЕВА