Победа Барака Обамы на выборах в США не стала неожиданностью, но отчасти поддержала позитивный настрой рынков. В отличие от республиканцев, демократы всегда высказывались в пользу сохранения политики монетарного ослабления и, исходя из этого, политические новости из США можно интерпретировать как сигнал продолжения такой стратегии.
Тем не менее, выборы открывают и достаточно сложную дискуссию по поводу бюджетной политики в США. На данный момент бюджет следующего года предусматривает окончание действия налоговых льгот и одновременное сокращение расходов, что суммарно может привести к ужесточению бюджетной политики, то есть к сокращению дефицита бюджета с текущих 7% ВВП до 3% ВВП в 2013 году. На повестке дня, соответственно, далеко не простой выбор. В случае реализации существенного бюджетного сжатия, заложенного в проект бюджета, по оценкам различных экспертов, темп роста экономики США по итогам 2013 года будет ниже прогнозируемого на 3 процентных пункта. Проще говоря, вместо ожидаемого 2-процентного роста экономика окажется в рецессии.
В этом случае сильно замедлится и мировая экономика: рост мирового ВВП окажется на 1,3 процентных пункта ниже прогнозируемых 3,6% на 2013 год. Чтобы избежать такого сценария и сохранить темпы роста требуется коррекция бюджета 2013 года, то есть увеличение дефицита бюджета и повышение потолка госдолга. Это станет хорошей новостью для реального сектора, но, скорее всего, вынудит рейтинговые агентства вернуться к обсуждению вопроса об адекватности рейтинга США. Понижение рейтинга может вызвать волну паники на финансовых рынках и, как в случае понижения рейтинга США агентством S&P, привести к бегству капиталов из развивающихся рынков.
Судя по риторике руководства США, первый вариант рассматривать всерьез не стоит. Без бюджетной поддержки США рискуют повторить опыт Японии 1990-х. Например, применительно к США ряд экспертов теперь уже употребляют термин «потребитель-зомби» — по аналогии с «компаниями-зомби» в Японии, которые будучи почти банкротами продолжали создавать видимость деятельности.
Действительно, если в США уровень личной задолженности составлял 134% от реальных располагаемых доходов в 2007 году, то в результате всех мер последних лет он снизился до 113%, в то время как среднее значение этого показателя в 1980—1990 годы составляло только 75%.
Точно так же очень незначительными на фоне долгосрочных трендов выглядят улучшения в сегменте сбережений. Если сейчас норма сбережений американских домохозяйств выросла до 3,7%, что является значительным достижением против 1,5% в 2005 году, то на фоне нормы сбережений 5,5% за последние 30 лет этот результат уже не кажется таким впечатляющим. Это означает, что потребители по-прежнему закредитованы и не располагают значимыми сбережениями, что является угрозой для роста потребления в будущем.
Но даже если определенный пересмотр параметров бюджетной политики произойдет, не факт, что он будет соответствовать ожиданиям рынков. На данный момент инвесторы находятся в некоторой эйфории по поводу будущих действий властей США и рассчитывают, что уже в ближайшие месяцы вместо сокращения на 600 млрд долларов, которое предполагается текущим бюджетным законодательством, дефицит будет снижен на значительно более скромные 200 млрд долларов. Изменение предполагаемого бюджетного сжатия на 400 млрд долларов — это весьма сильное допущение, и если выяснится, что добиться столь значительного пересмотра не удастся, то одно это может вернуть пару доллар-евро к уровню 1,25, а цены на нефть к уровню 100 долларов за баррель. Ждать осталось недолго — скорее всего, конкретика появится уже в ближайшие недели и тогда можно будет точно сказать, насколько оправдан оптимизм финансовых игроков. Как мы видим, негативные новости из Европы также ускоряют это движение рынков, подталкивая их вниз.
Наталия ОРЛОВА
Автор — главный экономист Альфа-Банка