Небольшие инвестбанки так и не смогли упрочить свои позиции на рынке США после того, как регуляторы ужесточили требования к их более крупным конкурентам. За последние несколько недель сразу два инвестбанка второй лиги сменили владельцев. Как и их более крупным конкурентам, небольшим игрокам сложно зарабатывать в условиях низких процентных ставок и сокращения финансовой активности, но при этом им гораздо сложнее привлекать средства.
Ни один из крупных американских инвестбанков не сумел пережить прошлый финансовый кризис. Lehman Brothers обанкротился, Bear Stearns и Merrill Lynch отошли под контроль соответственно JP Morgan и Bank of America. Оставшиеся на плаву Goldman Sachs и Morgan Stanley в 2008 году предпочли взять себе статус «банковских холдинговых компаний», чтобы получить доступ к дешевым кредитам ФРС. Давление на инвестбанки усилилось в ходе проводимых посткризисных реформ. Принятый в 2010 году закон Додда — Фрэнка запретил банкам торговлю за счет собственных средств, инвестиции в хедж-фонды и компании private equity — основные источники прибыли перед кризисом.
Аналитики полагали, что выгоду от происходящего на рынке инвестиционно-банковских услуг получат игроки второго эшелона, которые избежали такого пристального внимания регуляторов и фактически продолжили работать по старым правилам. При этом им удалось привлечь многих инвестбанкиров, сокращенных или недооцененных крупными компаниями. Однако сделать качественного рывка вперед небольшие банки не смогли. Им также трудно зарабатывать при сокращении объемов операций и низких процентных ставках по всему миру. По данным Dealogic, выручка инвестбанков за первые девять месяцев этого года сократилась на 14%, до 47,5 млрд долл., причем всю первую десятку оккупировали крупные американские и зарубежные банки. В то же время их небольшие конкуренты оказались более уязвимы, что показало банкротство MF Global осенью 2011 года, а привлекать средства на рынке капитала им значительно дороже.
Игроки второго эшелона не выдерживают конкуренции. В понедельник инвестбанк Jefferies сообщил о продаже своего бизнеса за 2,8 млрд долл. своему крупнейшему акционеру, инвестхолдингу Leucadia National. Компания, которую часто называют «крошечная Berkshire» за следования принципам работы Уоррена Баффета, уже владеет 28,6% акций Jefferies. Эти бумаги были приобретены главным образом в ноябре прошлого года, когда акции инвестбанка сильно подешевели
На прошлой неделе стало известно о приобретении инвестбанка Keefe, Bruyette & Woods (KBW) крупным финансовым конгломератом Stifel Financial за 575 млн долл. Kомпания специализировалась на услугах финансовому сектору и стала широко известна после того, как треть ее сотрудников стали жертвами террористической атаки на башни-близнецы в сентябре 2001 года. От того удара компания все же оправилась, а вот пережить нынешнюю финансовую реформу не смогла.
Андрей КОТОВ