В текущем году «высокий сезон» приема вкладов населения удачно совпал с нестабильностью на мировых рынках заемного капитала. Банки вспомнили, кто является самым надежным источником пассивов, и активизировали новогодние акции с повышенными на 0,5—1,5% ставками. Всего с сентября о спецпредложениях объявило около 50 банков, и снижение доходности по другим видам инвестирования позволяет им рассчитывать на богатый урожай по итогам года.
Новогодние предложения кредитных организаций стали традицией на российском рынке еще в 1990-х годах. По словам директора Центра макроэкономических исследований «БДО Юникон» Елены Матросовой, с получением доступа к дешевым средствам на внешних рынках интерес банков к достаточно дорогостоящим деньгам населения снизился. Однако, как отметили аналитики компании «Ренессанс Капитал», глобальный кризис ликвидности затруднил привлечение средств на внешних рынках. В этих условиях банки вновь активизировали новогодние акции для частных клиентов — о специальных вкладах уже объявило более 50 банков.
«Внедряя сезонный вклад, банк несильно увеличивает для себя стоимость привлеченных ресурсов в общей структуре привлечения»,— говорит начальник отдела депозитных и комиссионных продуктов Промсвязьбанка Наталья Волошина. При этом «высокий сезон» позволяет банкам существенно пополнить депозитную базу. «В преддверии праздников клиенты часто сталкиваются с необходимостью разместить появившиеся средства (премии, бонусы)»,— говорит директор департамента маркетинга розничного бизнеса Номос-банка Анна Панкратова. По данным Банка России, на декабрь обычно приходится пик роста депозитов. Так, в прошлом году объем вкладов в этот период вырос на 8,5%, годом ранее — на 7,1%. При этом среднемесячный рост депозитной базы составил в прошлом году всего 2,7%.
Своими акциями банки стараются увеличить синергический эффект от притока вкладов. По словам начальника управления розничных проектов банка «Союз» Натальи Лощилиной, «объем прироста денежных средств от населения в период проведения праздничных акций увеличивается более чем на 35% в сравнении с приростом за аналогичный период без акций». Увеличение депозитной базы после сезонных акций доходит до 20%, как, например, в банке «Союз». А клиентской — до 5%, как в СДМ-банке. В итоге значительную часть депозитной базы банков составляют именно спецпредложения. Так, реализованные новогодние предложения составляют порядка 15% объема вкладов в Промсвязьбанке, 40% — в Русском банке развития, а в Мастербанке — до половины всех привлеченных депозитов.
Срок действия таких акций, как правило, составляет три месяца. Различные банки предлагают сезонные вклады в периоды сентябрь-январь, ноябрь-февраль и декабрь-март. Доходность по сезонным вкладам при этом выше обычных на 0,5—1,5% (см. таблицу). При этом часто для стимуляции спроса на новогодние депозиты банки предлагают подарки — конфеты, бытовую технику, розыгрыши призов. В некоторых банках к такому депозиту прилагается бесплатное открытие премиальной карты с бесплатным обслуживанием, как в банке «Союз» и Юниаструм банке.
Несмотря на преимущества сезонных вкладов не только для клиентов, но и для самих банков, банковские специалисты сходятся во мнении, что льготы новогодних депозитов нельзя сделать постоянным предложением. «Не будет того высокого спроса, который есть сейчас,— уверен начальник департамента маркетинга и банковских продуктов РБР Дмитрий Орлов.— Ограниченное по времени предложение вклада на льготных условиях — это стандартный маркетинговый ход для привлечения новых клиентов». Однако в условиях усиления разочарованности частных инвесторов в доходности фондового рынка, особенно на фоне падения котировок «народных» акций «Роснефти» и ВТБ, банки могут рассчитывать на рекордный рост депозитов.
Анна ДОРОФЕЕВА, Игорь МОИСЕЕВ