Сбербанк войдет в новый год с новой организационной структурой. В рамках стратегии повышения эффективности под «оптимизацию» могут попасть до 30 тыс. сотрудников. В форумах шутят, что похудевшего слона станет проще учить танцевать
Президент Сбербанка Герман Греф мотивирует необходимость новой организационной структуры усложнением, связанным с приобретением Volksbank, DenizBank и интеграцией с «Тройкой Диалог». В результате госбанк, по словам Германа Грефа, из локальной кредитной организации превратился в международную группу.
Перемены уже затронули правление. Заместитель председателя правления, вице-президент Антон Карамзин получил «в нагрузку» руководство дочерними структурами. Александр Морозов, в ранге заместителя председателя, будет возглавлять финансовый блок. В правление вошел руководитель блока рисков Вадим Кулик.
«Розницу» по-прежнему курирует заместитель председателя правления Сбербанка Александр Торбахов, корпоративный блок — заместитель председателя правления Андрей Донских. Александр Базаров получит статус старшего вице-президента.
Интересно, что никого из экс-руководства «Тройки Диалог» в правлении нет. Бывший управляющий директор Гор Нахапетян возглавит кадровый блок Сбера, а экс-председатель совета директоров «Тройки» Рубен Варданян был и остался советником Германа Грефа. Заместитель председателя правления Сергей Горьков будет курировать блок «Международные операции», отвечающий за взаимодействие «дочек».
Некоторые ключевые позиции, такие как: ответственный за управление активами вице-президент, куратор блока операционной деятельности и первый заместитель председателя правления — пока вакантны.
Основные перемены начнутся в конце ноября. Понять, что именно будет происходить в госбанке, непросто. Герман Греф говорит, что эффект от «оптимизации» может составить 20 тыс. и даже 30 тыс. человек, за счет упразднения мест, где сотрудники выполняют устаревшие функции.
Решение вполне вписывается в рамки стратегии развития Сбербанка на 2008—2014 годы, где прописано поэтапное сокращение численности сотрудников с 270 тыс. до 200—220 тыс. человек. 80% плановой «оптимизации» ожидается в 2013 году — то есть, из банка «уйдут» около 20 тыс. человек.
Но старший вице-президент Сбера Денис Бугров заявил: «Это не значит, что их сократят. Эффективные сотрудники продолжат работать, часть их может перейти в подразделения поддержки».
В Сбербанке, уверяет он, ушли от концепции управления численностью штата и ориентируются на производительность труда и соотношение затрат к доходам. По словам спикера, сейчас актуален показатель 220 тыс. — 230 тыс. человек (к 2014 году). При этом, по данным на конец I квартала 2012 года, в Сбере работали 231,42 тыс. человек.
Ранее Герман Греф анонсировал переход на новую структуру в центральном аппарате банка с января 2013 года. Затем на тех же принципах — отделение функций поддержки от основных операций — пройдет оптимизация в регионах. Уже объявлено, что численность персонала головного офиса сократится с 7,5 до 4,5 тыс. человек. Экс-сотрудников трудоустроят в дочерние сервисные компании.
Не очень, правда, понятно, зачем переобучать и переводить в другие подразделения тех, кто доказал свою неэффективность. И уж тем более неясно, как это стыкуется с тем, что по данным «главного босса» большинство увольнений планируется далеко за МКАДом.
Начальник аналитического управления БКФ Максим Осадчий считает: «Какие бы перемены не затевал госбанк, очереди для него столь же неизбежны, как и давка в часы пик в московском метро или пробки на московских дорогах». Ведь внедрение новых технологий приводит к тому, что количество операционистов сокращается, в то время как пенсионеры, да и прочие клиенты, пользоваться интернет-обслуживанием и даже терминалами не готовы.
Екатерина КАЦ