Ускорение инфляции, начавшееся в середине года, продлится и в 2013 г., пик придется на I квартал.
Инфляция в годовом сравнении с 3,6% в апреле и мае ускорилась к октябрю до 6,5%. Начавшийся в середине года рост цен на продовольствие из-за плохого урожая затронул многие страны, став спусковым крючком инфляции и в России. Помимо продовольствия на ускорении темпов роста цен сказалась перенесенная с января на июль и сентябрь индексация тарифов ЖКХ. В октябре и ноябре темпы инфляции стабилизировались, но по итогам года она составит 7%, ожидает Минэкономразвития, или чуть меньше (6,8% — консенсус Центра развития Высшей школы экономики). Запланированное на 2013 г. повышение акцизов добавит январской инфляции еще порядка 0,5 п. п., посчитала Юлия Цепляева из BNPParibas: в начале года инфляция может подскочить до 7,5%. Значительно снизиться она так и не успеет: тарифная индексация в июле на 13—15% снова поднимет индекс цен на 1,5—2 п. п. во второй половине 2013 г. Среднегодовая инфляция, по оценкам Минэкономразвития, в 2013 г. составит 7,1% против 5,2% в 2012-м.
Несмотря на инфляционный фон, ужесточение денежной политики ЦБ маловероятно из-за замедления экономики, считает Цепляева, не исключая единичного раунда повышения ставок в I квартале. Было бы странно одной рукой выдавать деньги, а другой — зажимать, рассуждает Алексей Девятов из «Уралсиба»: у ускорения инфляции есть еще одна причина — резкий рост кредитования, который был поддержан самим ЦБ, с начала года резко увеличившим объемы кредитов банкам. Намерение регулятора увеличить свой баланс до 6—7 трлн руб. означает, что он и впредь собирается поддерживать банки, а значит, и экономику, заключает Девятов.
Руководители ЦБ ранее выражали беспокойство быстрым ростом кредитования, особенно потребительского, темпы роста которого превысили 40% при считающихся «нормальными» 20%. Однако потребительский спрос остается главной опорой экономического роста. По итогам III квартала ВВП вырос всего на 2,9%, беспокоился первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев.
За январь — октябрь, по оценкам Минэкономразвития, рост ВВП составил 3,7%, в октябре годовые темпы замедлились до 2,3% против 2,7% в сентябре, с сезонной корректировкой — до 0,1% против 0,4%: фактически рост остановился. С устраненной сезонностью экономика в I-III кварталах 2012 г. росла средним темпом 0,4% в квартал, или 1,6% в годовом выражении: это стагнация, констатирует Николай Кондрашов из Центра развития. Даже столь низкие темпы обеспечиваются исключительно конечным потреблением населения, если рост кредитования сократится вдвое, то за счет чего тогда расти, недоумевает он. Поддержка со стороны бюджета будет сокращаться, если цены на нефть пойдут вниз, а это вероятно, считает Capital Economics: при прогнозируемых его аналитиками $85/барр. в 2013 г. темпы экономики замедлятся до 2% по итогам года. При $114/барр., ожидаемых BNPParibas, рост составит только 3,2%.
Ситуация классическая, резюмирует Девятов: либо высокая инфляция за счет монетарной накачки, либо торможение ВВП.
От инфляции вреда меньше, чем от просадки экономики, говорит Девятов, а инфляцию в 7% вряд ли можно считать запредельной. И хотя факторов ее снижения не видно, но и причин нового ускорения — тоже, полагает он: «В течение большей части 2013 г. она останется на уровне 7%». Минэкономразвития ожидает замедления инфляции к концу 2013 г. до 6%, по мнению председателя ЦБ Сергея Игнатьева, до 6% она может снизиться в течение 6—12 месяцев.
Официальный прогноз роста ВВП предполагает ускорение — до 3,7% в 2013 г. с 3,5% по итогам 2012 г. Консенсус (29 экспертов, опрос Центра развития) не так оптимистичен: 3,2% в 2013 г.
Не все потеряно
Росстат обнаружил резкий рост инвестиций: после пересчета выяснилось, что в III квартале они увеличились не на 1,4%, а на 7,3%, за 10 месяцев — на 9,5% при годовом прогнозе в 5,5%, теперь Минэкономразвития готовится его повысить.
Ольга КУВШИНОВА