Главы ЕС в конце прошлой недели не смогли договориться о расходах блока в 2014—2020 годах. Требования у сторон взаимоисключающие: основные контрибуторы настаивают, что бюджет надо сокращать, тогда как страны периферии и Центральной Европы уверены, что расходы на поддержку отсталых регионов надо сохранить как минимум на текущем уровне. Следующая попытка принять бюджет состоится, скорее всего, в феврале 2013 года.
Изначально Еврокомиссия заложила в семилетний бюджет 5‑процентный рост расходов, доведя их до 1,025 трлн евро (примерно 1% ВВП блока). Председатель Европейского совета Херман ван Ромпей, однако, прислушался к требованиям главных доноров и в первый день саммита предложил компромиссный вариант — 973 млрд евро. Под нож попали субсидии на инфраструктуру (460 млрд евро), пограничный контроль (17 млрд евро) и иностранную политику (60,7 млрд евро). Расходы на евробюрократов остались неизменными (62,6 млрд евро), тогда как субсидии в аграрный сектор и вовсе были увеличены на 8 млрд евро, до 372 млрд евро. Но подобное «снижение» не удовлетворило «ястребов», поэтому главы государств разъехались по домам ни с чем.
«Позиции участников разнятся, но в то же время не было ни угроз, ни ультиматумов», — отметил президент Франции Франсуа Олланд. «Атмосфера была на удивление хорошей, потому как мнения так сильно отличаются, что даже спорить было не о чем», — сказала президент Литвы Даля Грибаускайте.
ЕС впервые в истории вынужден сокращать свои расходы, и это несмотря на расширение числа стран — членов блока, которых после вступления Хорватии станет 28. Блок фактически разделен на две группировки, которые придерживаются противоположных мнений относительно общей копилки. Первую группу, которая называется «Друзья сплочения», представляют 15 государств — в основном это страны бывшего соцлагеря, а также Греция и Португалия, которые являются нетто-получателями субсидий. Все они считают, что расходы стоит сохранить хотя бы на действующем уровне, чтобы стимулировать экономический рост. Если бюджет что и стимулирует, то только сельское хозяйство, возражают им скептики (сейчас аграрные субсидии составляют 37% расходов).
Вторую группу — «Друзья разумных расходов» — представляют семь стран: Австрия, Германия, Финляндия, Франция, Италия, Нидерланды и Швеция, которые являются нетто-плательщиками. Несмотря на то что участников здесь вдвое меньше, разногласий здесь, наоборот, больше. Меньше всего претензий к озвученному ван Ромпеем бюджету у главного контрибутора, Германии, так как многие предложения Берлина ранее были учтены. Италия и Франция вообще не хотят сокращения трат, при этом Париж требует еще больше увеличить расходы на агросектор (страна является одним из главных получателей этих субсидий). Великобритания и вовсе стоит особняком. Она не входит в этот блок, но, являясь нетто-плательщиком, настаивает на сохранении расходов на уровне 2011 года (886 млрд евро). «Мы не можем увеличить расходы в ЕС, в то время как страны сокращают их у себя дома», — уверен премьер-министр Дэвид Кэмерон. При этом Лондон требует для себя сохранения аграрной льготы — ежегодного вычета 3,5 млрд евро от суммы взноса, который полагается британцам за невыгодную для них единую агрополитику ЕС.
Значительное промедление в утверждении бюджета на следующие семь лет ударит как по бедным, так и по богатым странам блока, отмечают аналитики. После согласования расходов до года уходит на улаживание формальностей, что грозит задержкой выплат странам Центральной и Восточной Европы, а также истечением срока действия различных льгот для Германии, Нидерландов и Швеции.
Юлия КАЛАЧИХИНА