Неповоротливость традиционных банков меняет финансовый ландшафт Британии. Все больше клиентов обращается к альтернативным способам сбережения и кредитования, что в долгосрочной перспективе грозит фининститутам потерей значительной части бизнеса.
«Мы предполагаем, что вероятность быстрого восстановления значительно меньше, чем виделось ранее», — заявил недавно глава Банка Англии Мервин Кинг. Одна из основных причин — британские банки очень неохотно кредитуют потребителей и компании. И это несмотря на то, что британский центробанк изо всех сил пытался вдохнуть жизнь в экономику страны. Так, Банк Англии приобрел гособлигаций на 600 млрд долларов, чтобы поддержать спрос на внутреннем рынке. Банк также учредил специальную схему финансирования кредитования на 127 млрд долларов, которая должна помочь коммерческим банкам страны активнее кредитовать компании и домохозяйства. Однако британские фининституты ведут себя очень осторожно, объем кредитования никак не достигнет докризисного уровня. Более того, в некоторых сегментах кредитование сокращается. Так, по оценкам Ernst & Young, в нынешнем году кредитование банками малого и среднего бизнеса снизится на 4,6%, до 684 млрд долларов. Ипотечное кредитование в Британии к осени 2012 года стало расти, но совокупный его объем по-прежнему на 6% меньше, чем еще год назад (и на 29% меньше, чем в начале 2008 года).
Единственный сегмент кредитования, который сегодня растет, это необеспеченный потребительский кредит (в виде овердрафтов потребкредитов и долгов по кредитным карточкам). Остающаяся сложной ситуация на рынке труда вынуждает многих британцев вновь залезать в долги в надежде расплатиться когда-нибудь потом. Но быстрее всего на этом рынке действуют не банки, а альтернативные финансовые компании.
Оценка «неуд»
Британские банки сегодня выступают одновременно в роли и спасителей, и грешников (как, например, во время скандала с манипулированием процентной ставкой LIBOR летом 2012 года). Они и причина кризиса, и источник долгожданного восстановления экономики. По мнению большинства британцев, банки должны быть более платежеспособными, но при этом им следует быстро наращивать кредитование, чтобы перезапустить экономику.
Во многом такая позиция объясняется отношениями граждан с банками. Более 90% всех британцев (включая стариков и детей) имеют банковский счет, что заметно выше, чем в США (74%) и во Франции (72%). 70% британцев владеют собственными домами, что означает высокую зависимость от ипотечных кредитов. При населении Британии в 62 млн человек в стране насчитывается 72 млн текущих счетов, 65 млн кредитных карт, а средний размер необеспеченного потребительского долга превышает 7,5 тыс. долларов на человека.
«Во многом это связано с тем, что британский рынок остается чрезвычайно концентрированным и на нем недостаточно конкуренции. Крупные банки полагают, что потребителям не останется ничего иного, как играть по правилам, устанавливаемым фининститутами. А эти правила становятся все менее привлекательными
Действительно, британский банковский рынок остается одним из самых концентрированных в мире. На «большую пятерку» — Barclays, Santander, HSBC, Royal Bank of Scotland и Lloyds Banking Group (с осени 2008 года в последних двух у правительства контрольные пакеты акций) — приходится более 80% текущих счетов, 67% ипотечных кредитов, 60% персональных кредитов и 70% займов малому и среднему бизнесу. Все это, впрочем, не означает, что британцам ведущая банковская пятерка по душе. По опросу компании Forrester, проведенному среди клиентов 48 европейских банков в Евросоюзе, кредитные учреждения Великобритании заняли пять последних мест по качеству клиентского обслуживания.
Чрезмерная концентрация рынка и неудовлетворенность клиентов работой банков привели к тому, что на финансовом рынке Британии происходит «тихая революция». Появляются новые способы занимать деньги — не у банков. «Удовлетворенность работой фининститутов постоянно падает, потребители теряют доверие к банкам, поэтому они готовы попробовать новые, необычные для себя варианты», — рассказал «Эксперту» Том Кирхмайер, профессор Лондонской школы экономики. Даже если некоторые из этих вариантов, по сути, не новые, а хорошо забытые старые, как, например, кредитные союзы, наследники кооперативного движения XIX века. В нынешних экономических условиях альтернативные формы финансовой деятельности получили возможность быстро развиваться.
«Многие из этих альтернативных поставщиков кредита не выживут в условиях острой конкуренции. Но некоторые вполне могут оказаться жизнеспособными. И это может заставить нас пересмотреть взгляды на финансовые рынки. Например, наше понимание того, что такое банк, может измениться, причем довольно серьезно», — полагает Кирхмайер.
Четыре тысячи процентов годовых
Самыми активными новыми игроками на финансовом рынке стали компании авансового кредитования. Они занимаются тем, что предоставляют краткосрочные необеспеченные кредиты, обычно всего несколько сотен фунтов, чтобы дать потребителям возможность дожить до зарплаты. В Британии они появились в начале 2000-х и уже к 2006 году имели более 300 тыс. клиентов, в основном пользовавшихся услугами небольших кредитных контор на депрессивных окраинах британских городов.
В кризис этот сегмент расцвел, получив инвестиции (часто из США) и воспользовавшись экономическими сложностями в Британии. Высокие сборы за пользование овердрафтом и попытки избежать роста долгов по кредитным карточкам заставили британцев, особенно молодежь с зарплатой менее средней по стране, обратить внимание на краткосрочные кредиты. В 2011 году 1,8 млн клиентов кредитных контор заняли более 4 млрд долларов. Бюро справедливой торговли, выдающее лицензии кредитным конторам и долговым коллекторам, не ведет статистики по числу подобных компаний, однако, по оценке Центра экономических и деловых исследований (CEBR), в Лондоне их насчитывается не менее 200.
«Эти компании нашли свою нишу — они удовлетворяют потребности клиентов, которые видятся слишком высокорисковыми для банков. А с введением новых правил банковского регулирования таких клиентов будет все больше — банки стараются избегать рисков, поэтому появляется заметная ниша, в которую устремились кредитные конторы», — рассказал «Эксперту» Дэниэл Соломон, экономист CEBR. По оценкам самих кредитных компаний, на них сегодня приходится около 4% потребкредитования в Британии, или 12,8 млрд долларов в год. Два ведущих игрока этого рынка, Wonga и MEM, утверждают, что у каждой из них более 1 млн клиентов.
Не заметить основанную в 2005 году Wonga практически невозможно — ее реклама не сходит с телеэкранов и газетных страниц, а в новогоднюю ночь — 2012 она стала спонсором бесплатного проезда в лондонской подземке (расклеив свою рекламу по всему метрополитену). По данным самой компании, она ежемесячно предоставляет около 300 тыс. кредитов с фантастической процентной ставкой 4214% годовых. Несмотря на кажущуюся абсурдность подобного предложения, базирующаяся исключительно в интернете Wonga выдала 5 млн кредитов (средства поступают на банковский счет заемщика через 15 минут) и сегодня оценивается в 4 млрд долларов.
Программа «Радикальный оценщик рисков» Wonga учитывает до 8 тыс. единиц доступной информации о потенциальном заемщике — от того, как давно он владеет автомобилем, до доли «плохих кредитов» в районе его проживания. Причем оценка производится за 9 секунд. Система учитывает даже поведенческие реакции — как долго потенциальный заемщик отвечает на тот или иной вопрос. Если программа принимает положительное решение, то заемщик получает свой кредит до зарплаты. Средний заем — 407 долларов на срок 16 дней (выплатить придется уже 481 доллар). Клиент может погасить кредит досрочно.
Упор на использование компьютерной программы для обеспечения удобных и быстрых финансовых услуг — это то, что заинтересовало в Wonga и инвесторов, и потребителей. Последние воспринимают компанию не как банк, а как приложение в своем смартфоне. Она оказалась очень популярна среди индивидуальных предпринимателей — таксистов или водопроводчиков, которые часто могут расплатиться с кредитом в считаные дни. Поэтому в мае 2012 года Wonga начала предлагать кредиты для малого бизнеса.
Забытое старое
Потребность в кредите закрывают не только кредитные конторы, но и уже упоминавшиеся кредитные союзы, которые неожиданно вышли из небытия. Первый кредитный союз появился в британском городе Рочдейл в 1844 году. Члены такого союза с «общей связью» — местом работы или местом проживания — объединяют свои сбережения в пул, что позволяет другим участникам союза брать кредиты. Как результат, процентные ставки по сбережениям оказываются выше, чем предлагаются банками, а процентные ставки по кредитам — ниже. Ведь кредитные союзы функционируют как неприбыльные организации — их задача лишь покрывать собственные издержки.
Модель кредитных союзов стала популярна за пределами Британии (например, в США 40% являются членами таких институтов, а в Ирландии — даже 70%), а вот на родине интерес к ним угас. Сегодня лишь 1,5% британцев состоят в кредитных союзах. Однако в кризис этот сегмент начал расти — с 650 тыс. участников в 2008 году до 1 млн сегодня. На интерес граждан к этим институтам отреагировало правительство Британии, которое ввело новые правила, сделавшие более гибким понятие «общей связи» и разрешившие варьировать ставки для разных членов союза. Министерство труда и пенсий выделило 60 млн долларов на развитие сети кредитных союзов.
«В отличие от кредитных контор кредитные союзы имеют политическую поддержку. Они — пример солидарности граждан, что особенно важно в сложные времена. Однако выживание кредитных союзов зависит от того, насколько быстро состояние финансов их членов вернется к докризисному уровню, когда доходы в среднесрочной перспективе превышают расходы и обслуживание долга», — рассказывает «Эксперту» Эмили Клоуз, экономист Центра исследований финансовых инноваций в Лондоне. А уверенности в таком благоприятном развитии событий нет, поскольку никто из британских экономистов не прогнозирует скорого возвращения к высоким уровням роста и увеличения реальных доходов. «Кредитные союзы могут остаться надолго. Ведь в США они существуют с 1970-х годов, когда реальные зарплаты в нижних сегментах рынка труда перестали расти. Не исключено, что нечто похожее повторится в Британии», — полагает Мартин Бек из Capital Economics.
Банкиров ждет Zopa
И тут неплохие перспективы имеет самый небольшой, но действительно новый сегмент финансового рынка, который появился в Британии — «peer-to-peer», Р2Р, то есть «равный — равному». На компании Р2Р сегодня приходится всего 250 млн долларов кредитования, но они быстро растут благодаря яркой идее. Р2Р используют интернет, чтобы свести людей со сбережениями с теми гражданами и компаниями, которые хотят взять деньги взаймы. Они пользуются кредитными рейтингами для определения платежеспособности заемщиков, распределяют средства кредиторов по сотням займов, чтобы снизить риск неплатежей, а также тщательно отслеживают «плохие долги» — все это за небольшой процент. Выступая на финансовой конференции в лондонском Сити в июне, глава отдела по финансовой стабильности Банка Англии Эндрю Хэлдейн отметил: «Сегодня эти компании очень маленькие. Но полтора десятка лет назад Google тоже был маленькой компанией. С течением времени банки, посредники в транзакциях, могут стать ненужными в цепочке финансовых транзакций».
Одной из самых успешных Р2Р-платформ стала лондонская компания Zopa (ее название неблагозвучно для русского уха, однако в Британии никаких отрицательных коннотаций не вызывает). Основанная в 2005 году бывшими сотрудниками интернет-банка Egg, она решила создать онлайн-рынок персональных кредитов. Первые несколько лет Zopa плохо справлялась с задачей: одно дело доверить незнакомцам в интернете, продавая старые книги или ненужную мебель, и совсем другое — выплатить 7 тыс. долларов траншами по 215 долларов в месяц в течение трех лет. Но в 2008 году в разгар кризиса Zopa привлекла первую волну клиентов, которых интересовала возможность заработать 5—8% годовых на своих инвестициях. Если за первые три года оборот компании составил 40 млн долларов, то в последующие три — уже 400 млн. За 2012 год объем транзакций вырастет еще на 50%. На сайте компании зарегистрированы уже 700 тыс. пользователей.
Преимущество подобных платформ (а это не только Zopa, но и Ratesetter, и Funding Circle, который специализируется на кредитовании не частных лиц, а малого бизнеса) в том, что они напрямую конкурируют с традиционными банками. В отличие от кредитных контор, которые предлагают новый тип займов, или кредитных союзов, балансирующих между ростом и экономической эффективностью, Р2Р-компании отбирают выгодный бизнес у фининститутов. Так, британские банки стараются не выдавать небольшие кредиты, потому что они начинают зарабатывать на персональных кредитах лишь в том случае, если их сумма составляет не менее 10 тыс. долларов. Поскольку расходы интернет-платформ существенно меньше, чем у банков, то они прибыльны при куда меньших размерах займов — средний заем в Zopa составляет 6,2 тыс. долларов.
Сегодня на Р2Р приходится всего 1% британского рынка персональных кредитов. Но в целом сегмент онлайн-платформ удваивается каждый год. «Я верю, что кредиты схемы Р2Р когда-нибудь — я не знаю, как много на это уйдет времени, пять или десять лет, — займут половину рынка персональных кредитов в Британии. Потому что наш продукт лучше, чем у банков», — заявил основатель и глава Zopa Джайлз Эндрюс.
Произойдет ли это или нет, будет зависеть не только от действий новых финансовых компаний и банков, но и от регуляторов. «Регуляторы прекрасно понимают, что ландшафт финансового сектора меняется, поэтому они следят за этими изменениями. Они вынуждены реагировать на появление компаний, предоставляющих кредиты под тысячи процентов годовых, а также на деятельность фирм, за которыми не стоят огромные резервы капитала, как у традиционных банков. Поэтому не исключено, что все эти новые финансовые институты станут попадать под больший регулятивный надзор, по мере того как они будут отбирать у банков больше бизнеса», — полагает Эмили Клоуз из Центра исследований финансовых инноваций.
Александр КОКШАРОВ