По данным отчета ЦБ, в октябре темп прироста банковских активов снизился до 0,3%. «Это рекордно низкий показатель в нынешнем году, — говорит старший аналитик по банкам и денежным рынкам ИК «Антанта Капитал» Максим Осадчий. — Подобная ситуация была только в январе 2006 года, но тогда Россия впервые отмечала новогодние праздники 10 дней подряд».
На этот раз ситуацию спровоцировал отнюдь не праздник, а кризис ликвидности на мировых финансовых рынках. «В этих условиях у банков не было роста внутреннего фондирования, — рассказывает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. — Поэтому для поддержания объемов кредитования банкам пришлось распродавать портфели акций, государственные облигации и привлекать депозиты. Согласно данным ЦБ, портфель ценных бумаг за октябрь сократился с 13,4% до 11,7% активов, а доля долговых обязательств с начала года снизилась с 3,8% до 2,6%. Только Сбербанк уменьшил вложения в ценные бумаги на 15,7%.
— Кроме того, банки замещают иностранные источники фондирования отечественными, активизируя борьбу за депозиты населения, — говорит Максим Осадчий. — Рост спроса в данном случае ведет к росту процентных ставок по вкладам. Между тем старший аналитик отдела анализа рынка акций инвестиционного банка «КИТ Финанс» Мария Кальварская констатирует снижение темпов роста привлечения депозитов: «Это отражает в целом нестабильную обстановку и нежелание клиентов нести средства в банки». В результате вырученные банками деньги от продажи ценных бумаг и привлеченные депозиты покрывают только отток по корпоративным счетам, говорит Наталья Орлова. Дефицит ресурсной базы в скором времени приведет к снижению темпов кредитования. Ну а пока банкам удалось сохранить темп прироста по кредитам: по юридическим лицам он составил 3,5%, а по физическим — 3,8%. И основная заслуга в этом крупных банков.
— Дефицит ликвидности ведет к росту процентных ставок по кредитам, снижению темпа их роста и сокращению сроков кредитования, — прогнозирует Максим Осадчий. А Мария Кальварская считает, что банки стали с большей тщательностью относиться к выбору заемщиков и могут частично изменить условия кредитования для сохранения прибыльности. Ставки по корпоративным кредитам уже подросли на 2—3% за последний квартал, на очереди — ипотека. «Рост объема ипотеки замедлится, — утверждает Максим Осадчий. — У банков дефицит коротких денег, не говоря уже о длинных. Снижение спроса вызовет снижение цен на недвижимость, по крайней мере, в рублях».
Розничный сегмент, скорее всего, продолжит опережающий рост
Максим Осадчий оценивает наметившиеся тенденции в развитии банковского сектора как негативные. Он утверждает, что сокращение темпов развития банков станет причиной замедления экономики и негативно скажется на ВВП. С ним не согласна Наталья Орлова: «Сейчас речь идет не о кризисе российских банков, а только о замедлении темпов развития. На экономику в целом позитивно могут повлиять и другие факторы — например, мы ожидаем рост цен на энергоносители в следующем году».
Напомним, что на прошлой неделе международное рейтинговое агентство Standard & Poors опубликовало отчет по России, где аналитики утверждают, что Россия смогла пройти период глобального кризиса ликвидности без потерь, и, несмотря на риски банковского сектора, связанные с недостаточной ликвидностью, прогноз S&P остается на прежнем уровне — BBB+ («Стабильный»).
София ЗЫРЯНОВА