Недавно на сайте Европейского трастового банка я увидела объявление о необычном кредитном продукте. Называется он «Дорожный кредит», предоставляется совместно банком и его системой денежных переводов Migom гражданам Таджикистана, желающим работать в России. Кредит на несколько десятков тысяч рублей они могут потратить на оплату проезда, легализацию в России и обучение рабочим специальностям.
Поскольку до сих пор о розничных кредитах национальной направленности я не слышала, то за деталями программы позвонила в call-центр банка, представившись гражданкой Таджикистана. Оператор call-центра о новой услуге не знала. Равно как и о том, что Таджикистан для нас является «дружественным государством» (это был один из приведенных на сайте аргументов в защиту целесообразности продукта). Свое обещание перезвонить на следующий день девушка не исполнила. Видимо, дружба народов не входила в ее служебные обязанности.
Мне же стало просто любопытно, и я попыталась выяснить детали. Их раскрыли несколькими днями позже в платежной системе. Кредит действительно предоставляется трудовым мигрантам из Таджикистана, но не напрямую, а через предприятия, сотрудничающие с «таджикской диаспорой» и «принимающие ее членов на работу». Инициатором, по словам сотрудников системы, «выступила диаспора Рязанской области». Все-таки в регионах люди у нас добрее.
Практическая схема выглядит так. Банк кредитует предприятия, нуждающиеся в дешевой рабочей силе из ближнего зарубежья. Предприятия, в свою очередь, перекредитовывают из этих денег трудовых мигрантов. Требования к конечным заемщикам крайне лояльны: кредит может получить «любой здоровый гражданин Республики Таджикистан». Правда, размер ставки почему-то не разглашается. Возврат средств мигрантами жестко контролируется таджикской диаспорой. Соответственно, с учетом целевого использования выданных кредитов риски банка в такой схеме минимальны.
Что касается выгоды — посредством нового продукта «Евротраст» намерен расширить клиентскую базу. Заемщикам, погасившим «Дорожный кредит», банк предложит другие продукты. Кроме того, предполагается, что средства на родину такие заемщики будут отправлять именно через систему Migom. При успешной реализации этого проекта банк планирует договориться и с другими национальными общинами. В этом случае клиентская база может пополниться сотнями тысяч новых мигрантов.
Правда, моральный и юридический аспекты новой формы привлечения клиентов вызывают вопросы. Юридически обязать мигрантов переводить деньги через конкретную систему переводов нельзя, говорят банкиры. Кроме того, вызывают вопросы условия перекредитования компаниями конечных заемщиков. Выгодоприобретателем в такой схеме сможет стать не только банк, но и кредитор-посредник.
Но главный вопрос, возникший у меня в процессе написания этой колонки: неужели я, заработавшись, не заметила, как банки выполнили наказ президента об обеспечении граждан России доступными банковскими услугами? На ноябрь прошлого года от отсутствия финансовых услуг страдало 60 млн человек. И теперь ввиду нехватки внутренней клиентской базы российские банки начали переманивать клиентов у коллег из ближнего зарубежья? Поверьте, никакого шовинизма. Просто интересно.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА