Как недавно отметил председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев, несмотря на то, что в целом ликвидность в банковском секторе страны поддерживается на нормальном уровне, продолжающийся быстрый рост потребительских (особенно беззалоговых) кредитов вызывает у регулятора серьёзные опасения.
«В посткризисный период мы наблюдаем значительный рост спроса на потребительские кредиты со стороны населения. Больше всего растут сегменты кредитов наличными и кредитных карт, — отмечает Дмитрий Маслов, глава дирекции «Юг» и южного филиала банка «Хоум Кредит». — При этом, естественно, наиболее высокую маржу имеют кредиты, которые выдаются срочно и по сокращённому количеству документов без подтверждения дохода».
«Рынок потребительских кредитов вообще считается самым маржинальным и демонстрирует наибольший разброс ставок: от 17—19 процентов годовых у крупнейших банков до 50—70 процентов у мелких игроков и 350—700 процентов у микрофинансовых организаций», — уточняет региональный директор Южного филиала Росбанка Евдокия Малогловец.
По сравнению с предыдущим годом в 2012 году сектор потребительского кредитования только в ЮФО вырос на 40%; ёмкость сегмента беззалоговых займов увеличилась в стране примерно на 60%, что, по мнению Сергея Игнатьева, чревато рисками, которые активные розничные банки сегодня недооценивают. В связи с этим в 2013 году ЦБ планирует ввести ограничения для «охлаждения» системы; ранее сообщалось, что речь идёт о повышении норм резервирования по необеспеченным розничным кредитам уже с марта. Скорее всего, до конца года соответствующие решения будут приняты — правда, как подчеркнул глава Банка России, они «не будут административными».
Банки могут не справиться
Большинство участников рынка склонны считать опасения регулятора оправданными. То, как в последние два года рос сектор потребкредитования,
Как отмечает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко, объём задолженности физических лиц за январь-август вырос почти на 26% и на начало сентября составлял около 7 трлн рублей. «Если оценивать ситуацию на рынке банковской розницы в целом, то сейчас рост потребительского и ипотечного кредитования существенно опережает и прирост ВВП, и прирост кредитования нефинансовых предприятий, — комментирует
«С одной стороны, я поддерживаю желание регулятора сохранить устойчивость банковской системы на случай внешних шоков путём сдерживания роста «плохих долгов» и слежения за качеством кредитных портфелей банков, — рассуждает Евдокия Малогловец. — Однако регулировать свободный рынок такими механизмами достаточно сложно, именно этим рыночная экономика отличается от командно-административной. На сегодняшний день непонятно, чем станет руководствоваться ЦБ, определяя верхние границы процентных ставок, за которые банкам нельзя будет выходить. Для чёткого ответа на вопрос о целесообразности тех или иных мер лучше дождаться их полной реализации. В целом же можно сказать, что банковская система действительно испытывает перегрев в части потребительских кредитов и одновременно острый недостаток капитала (показатель недостаточности капитала ниже, чем в 2008 году), поэтому меры по ограничению рисков определённо нужны».
«Около 20 процентов потребительских кредитов сформировано в течение текущего года, поэтому качество этой части портфеля ещё не прошло проверку временем», — добавляет Владимир Степанский, управляющий филиалом Абсолют Банка в Краснодаре.
Иными словами, не исключено, что ситуация по просрочке может в итоге ухудшиться. Юрист департамента юридического консультирования консалтинговой группы «НЭО Центр» Юлия Широкова отмечает, что в группу риска сегодня попадают самые активные розничные банки. Если потребительские кредиты составляют существенную часть кредитного портфеля, в случае очередной волны кризиса и резкого падения доходов населения невозвращённые и необеспеченные кредиты лягут на плечи банка, который при отсутствии достаточного фондирования может не справиться с такой нагрузкой.
Собственно, действия ЦБ и российских законодателей прежде всего направлены на «охлаждение» рынка кредитования в перспективе ближайших кварталов и параллельное повышение качества этого рынка за счёт постепенного вытеснения с него наименее устойчивых к подобным спадам банков. Эту инициативу Центробанка сейчас обсуждают очень активно, при этом многие банкиры высказывают опасения в связи с искусственным «охлаждением» сектора.
«Недавно ЦБ предложил повысить коэффициенты риска — что ж, логика повышения выглядит довольно необычной: более высокий коэффициент риска устанавливается по кредитам с высокой ставкой, а не с высоким кредитным риском, — размышляет Денис Порывай, аналитик по долговому рынку ЗАО «Райффайзенбанк». — Мы считаем, что рынок потребкредитов не достиг состояния перегрева, даже учитывая, что в среднем их обслуживание «забирает» от половины до двух третей ежемесячного дохода заёмщика».
Заместитель председателя правления Азиатско-Тихоокеанского банка Александр Непомнящий полагает, что сдерживание роста рынка потребительских кредитов будет негативно сказываться на потребительском спросе и, соответственно, повлечёт за собой снижение темпов роста экономики страны в целом. «Те инициативы, которые на сегодняшний день известны, скорее всего, приведут к снижению активности банков в развитии потребительского кредитования в России, — считает
Из банка в ломбард?
Однако, полагают некоторые участники рынка, если подход банка изначально предполагает максимальное снижение рисков и применение эффективных скоринговых методик, инициатива ЦБ не приведёт к большим финансовым потерям. В частности, крупные игроки чувствуют себя достаточно уверенно. А вот многочисленные мелкие и даже средние банки, которые делают прибыль преимущественно за счёт потребкредитования, окажутся в затруднительном положении: чтобы сохранить свою розницу в полном объёме, им, как минимум, придётся изымать из оборота довольно значимые для них суммы, чтобы обеспечить все кредиты.
При этом, по мнению аналитиков, в настоящее время адекватные системы оценки рисков и качества заёмщиков отсутствуют. Как справедливо замечает Юлия Широкова, рынок необеспеченных кредитов населению до сих пор позволяет, к примеру, неоднократно перекредитовываться в различных банках, что приводит к ухудшению качества заёмщика. «Требования ЦБ направлены прежде всего на обеспечение стабильности банковской системы и повышение её устойчивости в кризисные периоды путём разработки и внедрения в банках эффективных механизмов оценки и управления рисками, в том числе скоринговых систем, а также адекватных рискам резервов, — считает
Но всё же нынешняя цель регулятора — сделать высокорисковые кредиты менее интересными для банков. И в 2013 году ЦБ хочет замедлить темпы роста потребительского кредитования хотя бы до 25—30%. «Конечно, мы за устойчивое и планомерное развитие рынка потребительского кредитования, поэтому поддерживаем плавное введение мер, ограничивающих его рост, — говорит Дмитрий Маслов. — Стабильность банковской системы выгодна всем как залог устойчивого роста экономики. Но резкое введение жёстких мер регулирования может привести к тому, что банки будут вынуждены сократить объёмы кредитования. На фоне сохраняющегося спроса на кредиты население может пойти в микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные кооперативы. Деятельность этих организаций по сравнению с банками регулируется в значительно меньшей степени. Они предоставляют свои услуги по гораздо более высоким, чем банки, ставкам».
«По-видимому, у банков не останется иного выбора, кроме как снизить ставки по потребкредитам, — считает Денис Порывай. — Правда, замедления темпов кредитования может не произойти: более низкие процентные ставки будут стимулировать рост кредитной активности (его банки станут удовлетворять, насколько им это позволит достаточность капитала). А часть сегмента действительно может уйти на уровень микрофинансирования, которое находится за пределами надзора ЦБ (контроль над ним осуществляют Минфин и ФСФР)».
Антон Сороко добавляет, что, помимо прочего, совокупность совершающихся изменений (а это принятие поправок к инструкции И110, приближающееся принятие закона о банкротстве и проведённое в середине сентября повышение ставки рефинансирования ЦБР с 8 до 8,25%) обеспечит в ближайшие несколько месяцев перемещение кредитной активности банков в сферу кредитования долгосрочных реальных проектов. Плюс спровоцирует общее замедление прироста кредитного рынка при одновременном возможном увеличении инвестиций банков на рынке ценных бумаг.
А динамика ставок, по мнению Евдокии Малогловец, во многом будет зависеть от действий ЦБ по ограничению максимальных ставок, а также от возможности самих банков конкурировать на понижении. «Как показывает практика, варьирование в пределах нескольких процентов никак не отражается на спросе, для потребителя куда важнее скорость принятия решения и вероятность выдачи кредита, — поясняет
В среднем же по стране зарплатный уровень стабильно растёт в течение последних лет, и, как отмечают многие банкиры, в условиях финансовой стабильности люди всегда склонны тратить, а не копить. В связи с этим можно предположить, что население вряд ли испугается, а значит, «быстрые» деньги по-прежнему останутся в фокусе спроса. Но, очевидно, после того, как ЦБ реализует все меры по сдерживанию рынка, взять кредит «по паспорту» в любом банке станет гораздо сложнее.
Анна ФИЛАТОВА
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.