Дефицит капитала ведущих банков мира составляет в общей сложности 474 млрд евро, подсчитала The Boston Consulting Group (BCG). И это только одна из проблем банков, на которых давят не только регуляторы, но и инвесторы. Эксперты BCG ждут, что банковский сектор ждет деглобализация и новая волна консолидации.
В своем исследовании BCG проанализировала 145 банков США, Европы и Азии, на которые приходится по 75% всех банковских активов в этом регионе. За пять лет, прошедших после начала мирового финансового кризиса, банки не смогли перестроить свой бизнес и адаптировать его к новым условиям.
Так, экономическая прибыль банков (прибыль после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки) остается отрицательной уже четвертый год подряд. В 2011 году этот показатель был равен 89 млрд евро (подробнее см. график). Главная причина этого — риски обходятся банкам на 75% дороже, чем до кризиса. И в обозримом будущем давление на прибыль сохранится.
При этом уже с 2013 года начнется поэтапное введение норм «Базель III», которое должно быть завершено к 2019 году. Сейчас банкам по всему миру не хватает 474 млрд евро капитала, или 17% от их общего капитала в настоящий момент. Хуже всего ситуация в Европе, где собственные проблемы банков серьезно усугубляет долговой кризис в регионе, — дефицит капитала там составляет 256 млрд евро. Это более чем вдвое превышает потребность в дополнительном капитале банков США (112 млрд евро) или Азии (106 млрд евро).
В дополнение к регуляторам на банки также давят акционеры. «Инвесторы требуют, чтобы институты начали выполнять новые правила в отношении достаточности собственного капитала еще до истечения установленных в «Базель III» сроков, потому что отставшие по данному показателю банки ослабят тем самым свои позиции на рынке», — отмечается в исследовании BCG. У инвесторов есть повод для недовольства — стоимость акций крупных банков все еще остается «ниже их докризисного уровня на 50—80%», подчеркивают аналитики BCG.
Чтобы улучшить прибыльность бизнеса и увеличить показатели достаточности капитала, банки будут активно сокращать объем своих активов. Однако если до сих пор банки, например в Европе, избавлялись от второстепенных операций, то теперь им придется взяться уже за ключевой бизнес. Это может привести к деглобализации банковского рынка, так как банки будут сворачивать бизнес в странах, где он приносит недостаточно прибыли или сталкивается с чересчур жесткими требованиями регуляторов.
Параллельно банки продолжат урезать свои издержки, причем гораздо более активно, чем они делали это до сих пор, полагают авторы исследования. Поэтому растет вероятность, что все больше компаний банковского сектора будут следовать примеру UBS, который в конце октября сообщил о планах сократить 10 тыс. сотрудников и значительно сократить свои инвестиционно-банковские операции, отведя им вспомогательную функцию.
Одним из следствий сокращения издержек может стать новая волна консолидации в отрасли. Это поможет снизить операционные расходы, а также стоимость финансирования и капитала. Кроме того, сильные компании будут скупать более слабых конкурентов. Однако уже идущие изменения и предстоящая трансформация могут привести к тому, что бизнес-модель банков будет «заточена» под краткосрочное кредитование и гибкие портфели активов. В этом случае «они будут неспособны обеспечить объем долгосрочного финансирования, который требуется мировой экономике», отмечают в BCG.
Андрей КОТОВ, Александр ПОЛОЦКИЙ