В ближайшие годы правительство не намерено сокращать долю, приходящуюся на государственные ценные бумаги в активах финансовых институтов. В 2008 году Минфин намерен выпустить в полтора раза больше облигаций ОФЗ и более чем в два раза бумаг ГСО, чем в 2007 году для «пассивных инвесторов», в 2009—2010 годах объемы эмиссии госбумаг будут расти. По мнению экономистов, рост объемов ГСО и ОФЗ позволит ЦБ и Минфину продолжить запуск механизма рефинансирования банков, а при необходимости — решать возможные проблемы дефицита бюджета.
Правительство одобрило представленную Минфином на заседании 6 декабря программу выпуска государственных ценных бумаг на 2008 год и поручило Минфину уточнить одобренную в целом программу эмиссии гособлигаций на 2009—2010 годы. Хотя на 2007 год уточненная в августе 2007 года программа госзаимствований не была полностью «выбрана» Минфином (эмиссия облигаций федерального займа, ОФЗ, составила 247 млрд руб. при лимите в 315 млрд руб., государственных сберегательных облигаций, ГСО,— 49 млрд руб. при лимите в 90 млрд руб.), финансовое ведомство наметило существенный рост госдолга и на 2008, и на 2009—2010 годы. Согласно предложениям по эмиссии в 2008 году, Минфин может выпустить ОФЗ на сумму до 374 млрд руб., а ГСО — на 105 млрд руб.
Цели увеличения лимитов объемов госдолга, называемые ведомством вице-премьера Алексея Кудрина, стандартны. Это, прежде всего, увеличение сроков новых заимствований при погашении кратко- и среднесрочных бумаг, а также, через размещение новых ГСО, удовлетворение спроса «пассивных инвесторов» — структур, обязанных законом инвестировать в гособлигации, прежде всего, пенсионных структур, страховых компаний. Исходя из роста предложения чуть более рыночных ОФЗ, в 2008 году без внимания не останутся и госбанки, с которыми денежные власти традиционно договариваются о выкупе гособлигаций. Доходность по бумагам Минфин повышать не намерен: из данных министерства следует, что ориентиром доходности по краткосрочным госбумагам (до одного года) станет 5,3% годовых, среднесрочных — до 6,4%, долгосрочных (Минфин делает акцент на размещении десятилетних и тридцатилетних госбумаг) — 7,2%. Фактически это отрицательный доход.
Но на следующий год шансов на то, что лимиты будут выбраны, больше, чем в 2007 году. Экономист «Тройки-Диалог» Антон Струченевский полагает: «Поскольку в политике Минфина заложена идея замещения внешнего долга на внутренний, спрос на ценные бумаги увеличивается. Мы сейчас наблюдаем явное ухудшение платежного баланса. В этих условиях повышается спрос на проведение операций по рефинансированию. Но список государственных ценных бумаг, в том числе для осуществления залогов, мал. Целесообразно его расширять, если мы переключаемся на операции рефинансирования». По его мнению, рост эмиссии бумаг не связан с целями стерилизации денежной массы — за это по-прежнему отвечает ЦБ.
Экономист ИБ «Траст» Евгений Надоршин полагает, что в новом трехлетнем бюджете основная его часть (ненефтяная) будет дефицитной. «Частично этот дефицит будет покрываться нефтяными трансфертами (резервный фонд), частично источником дохода и станут внутренние займы»,— говорит он. Кроме того, он напоминает: «При ухудшении ликвидности увеличение программы госзаймов становится ориентиром для рынка, обращать внимание на их сегодняшнюю отрицательную доходность нет смысла». «Наращивание внутреннего госдолга — небольшая плата за поддержку долгового рынка, заметной нагрузки на ВВП в этом случае не происходит»,— говорит он.
По словам председателя совета директоров МДМ-банка Олега Вьюгина, единственным оправданием того факта, что внутренний госдолг растет, можно назвать то, что вообще государственные ценные бумаги играют значимую роль в экономике. «При существующей доходности госбумаг рыночные институты не должны их покупать, но существуют госбанки, которые обязаны это делать»,— констатирует он, полагая, впрочем, что в условиях кризиса ликвидности госбанки и в первую очередь Сбербанк могут зарабатывать и на них.
В любом случае, программа Минфина не предусматривает сокращения ни «обязательных» инвестиций пассивных инвесторов в госбумаги, ни демонтажа системы выкупа траншей ОФЗ госбанками. Исходя из этого, на 2008—2010 годы существенных изменений в политике управления ни пенсионными, ни страховыми накоплениями, ни в банковской системе Минфин не планирует.
Дмитрий БУТРИН, Арина ШАРИПОВА