Банки получат отсрочку от дополнительной ответственности за несанкционированное списание средств со счетов клиентов, которая им грозит с нового года, правда отсрочка эта будет не на два года, как планировалось изначально, а на год. Зато вероятность принятия соответствующей поправки к закону «О национальной платежной системе» практически стопроцентная, несмотря на противодействие ЦБ.
Вчера комитет Госдумы по финансовому рынку должен был обсудить внесенные недавно депутатами Владиславом Резником и Сергеем Штогриным поправки к закону «О национальной платежной системе». Ими предлагалось отсрочить на два года (с 2013 на 2015 год) вступление в силу двух очень неприятных для банкиров норм (cм. «Ъ» от 4 декабря). Одна из них обязывает их уведомлять клиентов обо всех операциях по их счетам. Вторая — выплачивать клиенту суммы операций, согласие на которые он не давал, признавая клиента априори правым. Поправка господ Резника и Штогрина, очевидно, направленная на защиту интересов банкиров, не вызвала споров на вчерашнем заседании комитета, но не потому, что у нее не было противников, просто Владислав Резник оперативно снял внесенный им законопроект с рассмотрения.
При этом та же самая по смыслу поправка была крайне оперативно снова внесена в Госдуму, но не в качестве самостоятельного законопроекта, а как дополнение к другому законопроекту, корректирующему закон «Об организации страхового дела». Единственное ее отличие — отсрочку банкам предлагается дать не на два года, а на год. Как пояснил «Ъ» сам Владислав Резник, к таким действиям он прибег «
Поправка о годовой отсрочке практически со стопроцентной вероятностью будет принята до нового года, несмотря на несогласие ЦБ, говорят источники «Ъ» в Госдуме. И дело не только в том, что господина Резника, по его словам, поддерживает правительство. «Страховой» законопроект уже прошел значительную часть пути к принятию и вплотную приблизился ко второму чтению. Поправки ко второму чтению, включая и внесенное вчера изменение об отсрочке, уже одобрены профильным комитетом Госдумы. Кроме того, добавляет один из собеседников «Ъ», если поправка вносится на этом этапе прохождения законопроекта, к ней не надо собирать заключения заинтересованных министерств и ведомств, в том числе и Банка России. Поддерживают поправку и ряд других депутатов, в том числе глава комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина, но с оговоркой. «Для банков это последняя отсрочка!» — заявила она «Ъ». Обеспечена отсрочке поддержка и в Совете федерации. Среди авторов последней версии поправки сенатор Дмитрий Ананьев, совладелец Промсвязьбанка. Правда, представитель Промсвязьбанка неделю назад заявлял «Ъ», что банк «полностью готов» к вступлению в силу поправок.
Сами банкиры рады любой отсрочке, даже годовой. Впрочем, по их словам, это не решение проблемы, а лишь ее оттягивание. Основная опасность не в том, что какие-то игроки не успели подготовиться к вступлению в силу норм закона, указывают они. Проблема — в отсутствии защиты от мошеннических действий со стороны клиентов. «Добросовестным клиентам мы и так в течение 1,5—3 месяцев после соответствующей проверки возвращаем средства, мошенники же с вступлением в силу этих норм получат фактически карт-бланш, единственной реальной защитой было бы проводить операции в течение одной минуты один раз в неделю и только офлайн, но это, очевидно, невозможно»,— говорит председатель правления банка «Авангард» Валерий Торхов. По мнению господина Торхова, защитить банки могло бы введение — хотя бы на первых порах — механизмов ограничения ответственности банкиров, например максимальный лимит безусловных выплат клиентам. «Тогда бы потери банков от мошенничества, конечно, выросли, но не безгранично, а за время действия ограничений банкиры смогли бы создать собственную базу данных мошенников».
Что касается отсутствия или несоответствия действительности контактных данных клиентов для оперативной связи с ними, то это лишь усугубляет основную проблему, указывают банкиры. Дело в том, что, не уведомляя клиента о совершенной по его счету транзакции, банк фактически лишается возможности доказать впоследствии его неправоту. На отсутствие у банков проверенных данных о значительной части клиентов указывалось в пояснительной записке к первой версии поправок. В пример приводилась ситуация в банке ВТБ 24, где актуальные и полные данные есть по 20% клиентов. Наиболее остро эта проблема стоит перед госбанками и крупнейшими частными игроками. У них огромное количество зарплатных проектов, контактные данные по физлицам в рамках которых часто не слишком подробные, указывают участники рынка. «Совет некоторых представителей ЦБ приостановить операции по картам, чтобы стимулировать клиента обратиться в банк и сообщить свои актуальные контактные данные, далек от реальности,— рассуждает представитель одного из крупных банков.— Я бы с интересом посмотрел, как сотрудники ЦБ отреагируют, если так с ними поступит обслуживающий их банк».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Александра БАЯЗИТОВА